Форум » ЛИНКОР "НОВОРОССИЙСК" И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЕГО ГИБЕЛИ. (Тема только одного корабля). » Техническая сторона трагедии линкора "НОВОРОССИЙСК". (продолжение) » Ответить

Техническая сторона трагедии линкора "НОВОРОССИЙСК". (продолжение)

Steve: Мы помним. Наш долг узнать правду, чтобы подобное не повторилось. начало дискуссии здесь http://kreiser.unoforum.ru/?1-1-0-00000010-000-0-0-1296999559 корректуру произвёл Викинг

Ответов - 297, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All

клерк: Steve пишет: 1. Линкор перевернулся без задержки и площадь надстроек этому ничуть не помешала. 2. Свидетельство водолаза о том, что грунт жидкий (он сравнил его со сметаной). ЕМНП Удельное давление ступней человек порядка 0,6-0,8 кг/см2 или 7т/м2. Площадь днища "Н" можно грубо оценить в 5 тыс. м2. Т.е. при водоизмещении 28 тыс. т. его удельное давление на грунт было вполне сопоставимо с человеческим. Если бы он погружался на ровный киль. Но удельное давление настроек переворачивающегося корабля должно быть многократно больше, поэтому ПМСМ и неудивительно, что настройки ушли в грунт, который спокойно держал водолаза и мины.

VAS63: Так если там такой плотный ил, что держал водолаза и на нем сохранилась воронка, то почему знакомый Константина отказался от работ там по причине невозможности что-либо увидеть и достать из такого ила? То есть, как я понимаю, в этом все уходило вниз как в трясину, на поверхности ничего не было.

Georg G-L: VAS63 пишет: если там такой плотный ил все данные по плотности грунта и разрез есть у Коржавина. Как и расчеты по погружению мины в ил...

Steve: клерк пишет: неудивительно, что настройки ушли в грунт, который спокойно держал водолаза и мины. Я пересчитал на всякий случай и хотя некоторые цифры не совпадают с Вашими, но общий вывод такой же. Если кому-то интересно, то вот мои прикидки: Итак. Средний вес взрослого человека = 80 кг. Размер стопы мужчины с таким весом, примерно 25 х 10 = 250 кв.см. В реальности стопа не прямоугольная и площадь опоры одной ноги 180 – 200 кв.см. Считаем… 80 кг делим на 190 и получаем 0,42 кг/кв.см. Для двух ног… 80 делим на 380 и получаем 0,21 кг/кв.см. Значит человек ходит с нагрузкой на 1 кв.см. поверхности 0,21 – 0,42 кг. Теперь посчитаем линкор. Водоизмещение, а значит его вес = 23 183 т. Длина = 176 м. Максимальная ширина 28 м. (176 х 28 = 4 928 кв.м.) Это конечно не площадь днища линкора. Тут у меня не хватает точной информации, Но с помощью графического метода, можно убедится в том, что она меньше этого числа примерно на 1/3 или 1/4 . Это даёт цифры 3 285 – 3 696 кв.м. Значит удельная нагрузка: 23 183 делим на 3 285 = 7,05 т. на 1 кв.м. (0,7 кг/кв.см.) 23 183 делим на 3 686 = 6,28 т. на 1 кв.м. (0,62 кг/кв.см.) Делаем вывод: Даже при таких приблизительных расчётах, человек давит на опору, вдвое меньше. Хочу только заметить, что если грунт у Госпитальной стенки не однороден, то это не имеет большого значения. Водолазы обследовали один участок, линкор лежал на другом.

Steve: VAS63 пишет: почему знакомый Константина отказался от работ там по причине невозможности что-либо увидеть и достать из такого ила? Я вижу этому только одно объяснение - неоднородность грунта в этом месте. НОВОРОССИЙСКУ не повезло, как путнику попавшему в пятно зыбучего песка среди обычного. Иначе он возможно даже на борт бы лечь не смог.

Georg G-L: Раз уж никто не захотел, возьму это на себя: "В районе стоянки линкора «Новороссийск» на глубине от поверхности бухты 16,3 м в районе кормовой бочки и 17,3 м у носовой бочки № 3 имелось три слоя ила (терминология соответствует документам 1955 года): первый, верхний, слой жидкий толщиной 4 м, до глубины 21,3 м, черного цвета, текучей консистенции, напоминающей студенистую массу, с небольшими включениями шлака, мусора, обломков железа и стекла; предельно допустимая нагрузка этого слоя — до 0,1 кг/см2; второй, средний, слой толщиной 10,6 м, до глубины 31,9 м, темно-серого и зеленовато-серого цветов, мягкопластичной консистенции с редкими включениями мелких и перетертых ракушек; третий, нижний, слой толщиной 6,1 м, до глубины 38 м, темно-серого цвета, пластичной консистенции, слабой и средней плотности, вязкий, с включениями слабоокатанной щебенки и ракушек до 10 %. Для нижних слоев ила предельная нагрузка составляет до 1 кг/см2 и допустимая — 0,3—0,5 кг/см2. Илистые слои в бухте являются сравнительно молодыми геологическими отложениями. Они находятся в состоянии неполного уплотнения и постепенно опускаются за счет вытеснения излишка воды, заключенной в порах, даже при небольшой нагрузке. Осадка ила в верхнем слое составляет до 0,5 см в месяц при нагрузке от 0 до 0,4 кг/см2. Лишь ниже 20,7-метрового слоя ила (на глубине 38 м у носовой и 36,7 м у кормовой бочки № 3) залегают более плотные илистые и щебенистые грунты, представляющие слабоокатанную щебенку толщиной от 0,3 до 5 см, с заполнением ила на 30—40 % и редкими включениями гальки и щебенки. По замерам 1946 и 1955 года, но произведенным в разных местах Северной бухты, верхний слой жидкого ила составляет соответственно 3,5 и 4 м, средний — 6,3 и 11,8 м, нижний 4,5 и 6,1 м. Таким образом, толщина верхнего слоя ила практически не изменилась. Масса мины типа RMH составляла 1100 кг на воздухе при размерах мины кубической формы 0,9X0,9X0,9 м. При решении несложной школьной задачи с использованием закона Архимеда получается, что при объеме мины 0,9X 0,9X 0,9 = 0,73 м3 масса мины в воде равна 1100 — 730 = 370 кг. При площади опирания на ил 0,9 X 0,9 = 0,81 м2 напряжение на грунт составит 370:8100=0,045 кг/см2. Это же более чем вдвое (!) ниже предельной нагрузки на верхний слой ила — 0,1 кг/см2.

Georg G-L: Из справки Инженерного управления ЧФ о возможности полного погружения мины в грунт в районе аварии ЛК «Новороссийск» от 30. 10. 55 г.: «...Необходимо отметить, что морские илы обладают свойствами разжижаться при взрывах, толчках и динамических нагрузках. Процесс погружения мин в грунт мог значительно ускориться за счет сотрясения поверхностных слоев ила при близких разрывах авиабомб во время войны. Двухкратно проводившееся траление бухты глубинными бомбами также вызвало сотрясение илистых фунтов, что могло ускорить погружение не взорвавшихся при тралении мин. Нач. отдела ИУ ЧФ инженер-полковник Татаринов».

VAS63: Georg G-L спасибо, теперь с миной ясно. Единственно, мне неясно, может ли в студенистой, текучей массе сохранится воронка?

Georg G-L: Первое сообщение об обнаружении воронки поступило 30 октября 1955 года к начальнику штаба ЧФ вице-адмиралу С. Е. Чурсину. Из справки-доклада начальнику штаба Черноморского флота вице-адмиралу Чурсину С. Е. «О состоянии ЛК «Новороссийск» на 20.00 30.10.55 г.»*: „...В районе места взрыва, на грунте, водолазами обнаружена неярко выраженная воронка диаметром 10 метров, глубиной 1,5 метра. Пом. командующего Черн. флотом контр-адмирал Ерещенко Начальник аварийно-спасательной службы ЧФ капитан 1 ранга Кулагин»

Georg G-L: Через день в штаб ЧФ была представлена копия докладной командира водолазного рейдового бота ВРД-62 старшины 1-й статьи Яковлева **: От Ком. отд. водолазов ВРД-62 старшины 1 ст. Яковлева Пом. командующего Черноморским флотом контр-адмиралу т. Ерещенко д о к л а д н а я . При осмотре грунта района стоянки ЛК Н 30 октября 1955 года я наблюдал неярко выраженную воронку, которая имела следующий характер: глубина ее приблизительно 1 —1,1 м, дно воронки состоит из уплотненного грунта без особых разрушений. В этом уплотненном грунте остались старые концы троса, кабеля и пр. По краям воронки грунт возвышается и состоит из жидкого ила. Полагаю, что характер воронки указывает, что взрыв произошел где-то выше и воронка образовалась от давления столба воды. В воронке твердого рваного грунта нет. Старшина 1 статьи Яковлев 31 октября 1955 г.

Georg G-L: А потом нашли и вторую воронку. Из оперативной сводки о состоянии ЛК «Новороссийск» на 04.00 02.11.55 г.*: «...ВРД-53 и ВРД-73 произведено обследование грунта в районе взрыва в квадрате 100Х70 метров — обнаружена воронка 14 X 12 м глубиной 1,5 метра. На левой кромке воронки находится лист железа размером 4 X 2 м, толщиной 20 мм без обрастаний. Производится подробное водолазное обследование корабля на предмет составления предварительных расчетов по его подъему. Помощник командующего Черноморского флота контр-адмирал Ерещенко Начальник спасательной службы капитан 1 ранга Кулагин»

Steve: Georg G-L пишет: Полагаю, что характер воронки указывает, что взрыв произошел где-то выше и воронка образовалась от давления столба воды. Это мнение реального специалиста. Очень важный факт в пользу диверсии. Что мы знаем о старшине 1-й статьи Яковлеве?

клерк: Steve пишет: Полагаю, что характер воронки указывает, что взрыв произошел где-то выше и воронка образовалась от давления столба воды. \\\\\\\\\\\\\\\\\\Это мнение реального специалиста. Очень важный факт в пользу диверсии. Это мнение водолаза, причем вряд ли взрывника и вряд ли с высшим техническим образованием

Steve: клерк пишет: Это мнение водолаза, причем вряд ли взрывника и вряд ли с высшим техническим образованием Упоминается, что он был ОПЫТНЫМ водолазом. Кстати, он командовал водолазным ботом... Поэтому и интересен его послужной список.

Georg G-L: Steve пишет: Что мы знаем о старшине 1-й статьи Яковлеве? И вообще о тех, кто служил на Georg G-L пишет: ВРД-53 и ВРД-73



полная версия страницы