Форум » ЛИНКОР "НОВОРОССИЙСК" И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЕГО ГИБЕЛИ. (Тема только одного корабля). » Библиография по "Новороссийску" » Ответить

Библиография по "Новороссийску"

Steve: Вся известная нам литература по линкору НОВОРОССИЙСК.

Ответов - 110, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Georg G-L: VAS63 пишет: Платонов может в своих воспоминаниях просто набивать себе цену, преувеличивать свою значимость, что с ним чуть не первым советовались. да нет. Он в Севастополь приедет, и будет вместе с Чиликиным формировать экспертные комиссии. И именно на их - эксперотов заключении будут базироваться выводы Правительственной комиссии в т.ч. и оснавная - минная версия. Кстати Коржавин писал что сами заключения экспертных комиссий в архиве не сохранились (или он их не нашел, или ему их не дали найти). А поскольку Платонов отбирал экспертов, то наверняка мог быть знаком и с их заключениями. При этом как утверждает Коржавин даже Фокина - начальника Главного штаба ВМФ познакомили только с выводами из доклада комиссии.

Евгений Н: Ну что. Проанонсирую. Надеюсь авторы не обидятся. В этом месяце выйдет в Киеве из типографии. Переработанная, дополненная (честно говоря сам не читал этот вариант книги, хотя протежировал типографию), различными документами и воспоминаниями. Там фото интересные, не мелькавшие, дневники, ранее нигде не озвученные и т.п. Судя по анатоции один из авторов предлагает свою версию причины подрыва корабля, а двое других обосновывают своё видение возможных вариантов осуществления взрыва. Ну и т.д. Предвижу "сопли", "пену" и прочие "экскрименты" на различных ресурсах . Но тем не менее - авторы делают своё дело в отличии от критиканствующих демагогов и это ИМХО главное. Каждый имеет право на своё мнение. http://www.youtube.com/watch?v=xQ2FgBvzHZ0

Georg G-L: Документ №34 Записка Г.К. Жукова в ЦК КПСС о мероприятиях, проведенных на Военно-Морском Флоте после гибели линкора «Новороссийск» 12 июля 1956г. Совершенно секретно Докладываю о выполнении Постановления ЦК КПСС от 13 февраля 1956 г. о неудовлетворительном состоянии дел в Военно-Морском Флоте и Постановления Совета Министров Союза ССР от 8 декабря 1955 г. № 2049-1108сс о гибели линейного корабля «Новороссийск» Черноморского флота. Министерством обороны СССР во исполнение требований ЦК КПСС и Правительства проведены следующие мероприятия. 1. Укрепление руководства флотами В целях укрепления руководства флотами пересмотрен руководящий состав флотов, флотилий и центрального аппарата. Командиры и начальники, не способные навести твердой рукой порядки и укрепить воинскую дисциплину, заменены способными требовательными офицерами. На должности Командующих Черноморским и Тихоокеанским флотами и Командующих Военно-воздушных сил всех флотов назначены более требовательные и подготовленные адмиралы и генералы. Перестроена организация подводных сил. Перестроена организация центрального аппарата Главнокомандующего Военно-Морским Флотом с сокращением численности на 21,8%. Произведено укрепление центральных органов ВМФ за счет наиболее подготовленных офицеров. 2. Направление в строительстве флота и подготовка кадров Выполняя требования ЦК КПСС и Правительства и учитывая мнение руководящего состава Военно-Морского Флота, мнения конструкторов и достижения науки и техники, Министерством обороны отработано и одобрено ЦК КПСС направление в строительстве флота. С целью повышения подготовки и выработки единства взглядов адмиралов и старших офицеров на использование флота, на флотах и в Военно-Морской академии проведены командно-штабные учения по массированному использованию подводных лодок на океанских сообщениях противника с применением реактивного оружия по конвоям и по береговым объектам, а также мероприятия по отработке тактики использования реактивного оружия. Обращено серьезное внимание обучению командиров соединений и кораблей управлению кораблями. Внесены значительные исправления в тематику научно-исследовательских работ в Военно-Морском Флоте и в программы академий, училищ, а также перерабатываются Боевой Устав ВМФ, Наставление по ведению морских операций и другие оперативно-тактические документы с учетом новых видов оружия. 3. Повышение боеготовности флотов Во исполнение требований Постановления ЦК КПСС и Постановления Совета Министров Союза ССР об устранении серьезных недостатков в боевой готовности флотов, разработана и проверена на флотах система подъема флотов по боевой тревоге, рассредоточения кораблей на случай обострения обстановки, улучшена организация охраны военно-морских баз с моря. Установлены у входов в военно-морские базы флотов постоянные дозоры противолодочных кораблей и выставлены боно-сетевые заграждения и ведется круглосуточно наблюдение за морем и воздухом. В целях улучшения организации и повышения боеготовности противовоздушной обороны ВМФ разработаны и введены в действие планы истребительного и зенитного артиллерийского прикрытия базирования кораблей в районах рассредоточения, а также новые инструкции по противовоздушной обороне кораблей на переходе морем. За устранением недостатков в боеготовности флотов установлен постоянный контроль. 4. Меры по уничтожению невытраленных мин В соответствии с требованиями по устранению остаточной минной опасности пересмотрены результаты проведенного траления. Разработан план дополнительных мероприятий, предусматривающий в 1956-1957 гг. протралить повторно 3558 кв. миль и осмотреть водолазами 58 миллионов кв. метров акватории портов и стоянок. К настоящему времени протралены и осмотрены водолазами стоянки крупных кораблей и произведен водолазный поиск у причалов в основных портах, а также производится поиск плавающих мин и повторное придонное траление. С начала 1956 года поднято 7 донных мин, затралены 3 мины и уничтожена 31 плавающая мина. Для повышения эффективности борьбы с донными минами созданы электромагнитные тралы повышенной мощности и технические средства обнаружения водолазами мин на грунте. Обстоятельный доклад по этому вопросу представлен в Совет Обороны. 5. Меры по улучшению живучести на кораблях С целью устранения причин, порождающих аварии и катастрофы кораблей, на совещаниях руководящего состава флотов под руководством Министра Обороны и Главнокомандующего ВМФ, а с командирами соединений и кораблей под руководством Командующих флотами, был произведен тщательный разбор обстоятельств и причин, вызвавших гибель линкора «Новороссийск». Установлен строгий порядок и организован постоянный контроль за состоянием вопросов живучести и непотопляемости кораблей. На кораблях введены специальные круглосуточные дозоры по живучести для контроля за соблюдением мер обеспечения непотопляемости корабля. Введена «Инструкция по обеспечению непотопляемости кораблей и судов, находящихся в составе ВМФ», и разработаны «Общие требования к проектированию боевых надводных кораблей», с учетом требований по живучести, непотопляемости. На новых кораблях с 1956 г. будет устанавливаться дополнительное оборудование для организации борьбы за живучесть. Проведена на флотах подготовка офицеров по вопросам борьбы за живучесть. Реализованы предложения по дальнейшему использованию устаревших кораблей. Исключено из боевого состава ВМФ 164 корабля, из них 92 корабля сдаются на слом. Отрабатываются новые образцы спасательных средств, мощных водоотливных насосов и приборов связи с личным составом затонувшего корабля. Указанные мероприятия улучшают положение дел с обеспечением живучести кораблей. 6. Работа политорганов, партийных и комсомольских организаций Политорганы стали активнее и конкретнее заниматься вопросами повышения боеготовности и дисциплины, помогая командирам, партийным и комсомольским организациям в выполнении требований Центрального Комитета КПСС. Партийно-политическая и воспитательная работа стала более нацелена на укрепление дисциплины и повышение боевой готовности. Улучшилось качество идеологической и всей воспитательной работы, которая более тесно увязывается с задачами по укреплению воинской дисциплины и повышению боеготовности кораблей и частей. Большое внимание уделяется изжитию случаев бесчинств военнослужащих по отношению к местному населению. Матросам, старшинам и офицерам прививается чувство уважения к общественному порядку и личным правам граждан. Значительно сократились случаи недостойного поведения военнослужащих на берегу, что отмечается партийными и советскими организациями, Обкомами и Облисполкомами. Военные советы флотов, командиры и политорганы, опираясь на партийные и комсомольские организации, более решительно ведут борьбу с пьянством военнослужащих. Улучшена организация отдыха личного состава, усилилась пропаганда здорового быта. Принимаются меры по предупреждению преступности. Проводится разъяснение личному составу военной присяги и законов. Практикуется проведение открытых судебных процессов. Несмотря на это преступность остается все еще большой. За 5 месяцев 1956 года на ВМФ осуждены 3 161 военнослужащий. Придавая важное значение дальнейшему укреплению единоначалия, особое внимание обращено на воспитание у личного состава беспрекословного повиновения командирам и начальникам, выполнению приказов и уставов. Всемерно поддерживаются волевые требовательные офицеры, насаждающие воинский порядок и дисциплину. Наряду с укреплением авторитета офицерского состава повышается роль старшинского и сержантского состава в обучении, воспитании подчиненных и в укреплении воинской дисциплины и в наведении уставного порядка. 7. Состояние воинской дисциплины В результате проведенных мероприятий заметно повысилась исполнительность и личная ответственность у офицеров за состояние подчиненных им соединений, кораблей, частей. Повысилась ответственность у матросов, старшин и офицеров за исполнение своего служебного долга. За последнее время на флотах и флотилиях несколько снизилось количество чрезвычайных происшествий с 224 в январе до 85 происшествий в мае. Уменьшилось количество случаев оскорблений офицеров и старшин и гибели личного состава в результате чрезвычайных происшествий и преступлений. Катастроф с кораблями в 1956 году не было, количество аварий кораблей сократилось по сравнению с соответствующим периодом 1955 г. с 29 до 12. Несмотря на проведенные мероприятия, требования ЦК КПСС об улучшении дел в Военно-Морском Флоте еще не выполнены. Основными причинами медленного выполнения требований Постановления и письма ЦК КПСС от 13 февраля 1956 года является недостаточно конкретная работа некоторых руководящих офицеров и политорганов по наведению твердого уставного порядка, неравномерная требовательность и слабая еще воспитательная работа с личным составом. Высокая требовательность к личному составу еще не подкреплена серьезной партийно-политической и воспитательной работой. Не все партийные и комсомольские организации активно включились в работу по укреплению дисциплины. Проверки положения дел на флотах показывают, что личным составом правильно поняты требования ЦК КПСС и Правительства. Проделана серьезная работа по повышению боеготовности флотов, укреплению руководства флотами, подготовке кадров и по наведению порядка и дисциплины, в этом деле достигнуты некоторые положительные результаты. Однако, важные задачи, поставленные перед Военно-Морским Флотом, еще полностью не решены, особенно по вопросам дисциплины. Работа по выполнению этих требований, в соответствии с указаниями ЦК КПСС и Правительства о положении дел в Военно-Морском Флоте и новыми задачами по направлению развития ВМФ, положена в основу всей деятельности руководства Военно-Морского Флота, адмиральского и офицерского состава, политорганов и партийно-комсомольских организаций флотов и флотилий. Г. ЖУКОВ АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 744. Лл. 39-44. Подлинник. Машинопись.


Georg G-L: из воспоминаний адмирала Амелько И еще о минах «RMH». Как известно, в 1955 году в Севастопольской бухте погиб линейный корабль «Новороссийск» (бывший итальянский «Джулио Чезаре»). Причина гибели до настоящего времени не выяснена, существует много версий. Я убежден в том, что линкор подорвался на мине «RMH». Мои убеждения основываются на дополнительных данных, полученных мною, когда я стал командиром бригады кораблей охраны водного района Рижской базы. Я был назначен командиром этой бригады весной 1949 года. В ее составе было несколько дивизионов тральщиков, сторожевых, противолодочных кораблей и катеров. Базировалась бригада в устье Западной Двины, это в 15 км от города Риги, в поселке Болдерая. Несли дозорную службу, тралили мины в Рижском заливе, осуществляли контроль над судоходством. Во время морского парада в День Военно-Морского Флота на реке Даугава, непосредственно в центре города, я получил доклад, что землечерпальный снаряд, производивший дноуглубление в торговом порту Мильгравис, в 5 км от города ниже по реке зачерпнул какой-то большой предмет, похожий на мину. Команда землечерпалки вплавь ушла на берег. Закончив обход кораблей, участвовавших в параде, я в парадном мундире, при орденах и кортике, в лаковых ботинках, белых перчатках с согласия Председателя Совмина Латвии Вилиса Лациса и Председателя Верховного Совета Латвии Кирхенштейна, секретаря Верховного Совета СССР Горкина, присутствовавших на парадном катере, пересел на запасной катер и убыл в Мильгравис. Подойдя к землечерпалке, мы обнаружили в одном из ковшей висящую, немного поврежденную мину «RMH». Вызвали матросов из бригады, в том числе механиков, умеющих обращаться с подъемными кранами. На брезенте, как младенца, мину осторожно опустили на катер, вывезли в Рижский залив, вытащили на берег и взорвали. Взрыв был настолько сильным, что в соседних поселках Усть-Двинске, Болдерая в домах вылетели стекла. Мне предъявили колоссальный счет, но руководство Латвии, с которым у меня были очень хорошие дружественные отношения, взяло меня под защиту и оплатило все расходы по причиненным повреждениям. Вилис Лацис даже подарил мне свое собрание сочинений с автографом. Это происшествие поставило перед нами новую задачу — проверить все русло реки от города до выхода в залив. Тралить нельзя — это черта города, порта, поселков. Взрывы на месте могли причинить большие повреждения. Решили осматривать и производить поиск мин на дне водолазами (это километров 15 от железнодорожного моста в центре города до выхода в Рижский [64] залив). Сформировали группы катеров с водолазами и начали работу. Не безуспешно. Всего нами было найдено, извлечено и уничтожено в безопасных районах около 100 мин. В обезвреживании этих мин довелось участвовать и мне. Нами было установлено наличие в механизме гидростата, на который на глубине 10 метров «надевали» вторичный детонатор взрывателя. При глубине меньшей, чем 10 метров, гидростат не срабатывал (мало давление), и хотя прибор срочности и кратности и запал срабатывали, взрыва мины не происходило. Такие мины никакими тралами не обезвреживались. Кроме того, в сложном механизме приборов срочности и кратности много пайки и в некоторых из них часовые механизмы засорялись. На Даугаве были случаи, когда водолаз острапливал мину для подъема, [65] шевелил ее, выскакивал на поверхность и жестами показывал: «Скорее поднимайте, начала тикать!». Это значит — заработали часы. Такие мины вне всякой очереди быстро поднимали, на полном ходу буксировались к месту взрыва. Было несколько случаев, когда не успевали дойти и она взрывалась в пути. Но, слава Богу, гибели людей не было. А теперь обратимся к Севастополю. Немцы, отступая, беспорядочно разбрасывали мины «RMH» в гаванях, в том числе и в Севастопольской бухте. Мое убеждение, что линкор «Новороссийск» подорвался на мине «RMH», основано на предположении о том, что когда он вернулся с моря и встал на якорь, то или корпусом, или якорной цепью пошевелил мину, часы заработали, и через некоторое время произошел взрыв. Полученная линкором пробоина аналогична пробоинам от «RMH». А перевернулся корабль потому, что, коснувшись грунта носом, он потерял остойчивость. Если бы в гавани глубина была больше, он плавал бы как поплавок. Похожий случай имел место с большим танкером № 5 в Финском заливе еще в 1941 году.

Zmey: Georg G-L пишет: из воспоминаний адмирала Амелько Это не тот дедушка-сказочник, который недавно на цусимских народ смешил байками про немецкие мины и оторванные оконечности советских крейсеров? Тоже невозможно удержаться от некоторых комментариев :)) Итак, адмирал пишет: в одном из ковшей висящую, немного поврежденную мину «RMH» т.е. гидростатическое устройство неизвлекаемости LiS а) или не было установлено б) или не сработало в штатном режиме при подъеме мины при подъеме на глубину менее 5м в) или сработало, но АКБ мины были разряжены настолько, что электроимпульса на электродетонатор не хватило Нами было установлено наличие в механизме гидростата Сильное заявление. Даже если забыть про то, что все образцы немецкого минного оружия были закуплены СССР еще до войны или получены в качестве трофеев после - можно, то уж забыть про советских моряков-минеров, которые рисковали и гибли для того, чтобы раскрыть принцип действия и устройство немецких мин – по меньшей мере неприлично. Так что ничего не надо было устанавливать – всё это с 1942-43 было на бумаге с рисунками, схемами и русскими буквами на который на глубине 10 метров «надевали» вторичный детонатор взрывателя. При глубине меньшей, чем 10 метров, гидростат не срабатывал (мало давление) Гидростат прибора срочности конкретно этого типа мины отрабатывал с достижения изделием глубины 5м и хотя прибор срочности и кратности и запал срабатывали, взрыва мины не происходило. Прибор срочности как раз запускался гидростатом при достижении изделием глубины 5м и более:)) В свою очередь, отработав, прибор срочности запускает процесс перехода взрывного устройства М1 в боевое положение И только после перехода М1 в боевое положение начинает работать уже прибор кратности Про некий "сработавший запал" – вообще без комментариев. Будем считать, что это так адмирал честно и компетентно ответил на вопрос – сколько же плавсредств до самой до весны 1949г. подорвалось на установленных на протяжении 15км реки 100 донных минах в сложном механизме приборов срочности и кратности много пайки и в некоторых из них часовые механизмы засорялись. ОК, пусть в представлении адмирала немецкий минный арсенал – это симбиоз бархана и чулана. Интересно, чем можно засорить вот это Да и как адмирал сей факт установил, если ничего не вспоминает про разоружение немецких мин – а только про уничтожение взрывом? водолаз острапливал мину для подъема, [65] шевелил ее Угу, 11 центнеров :)) жестами показывал: «Скорее поднимайте, начала тикать!». Это значит — заработали часы. Да-да. В деревянный ящик погружен бо-о-ольшой такой металлический стакан. В этом стакане – закрыт крышкой "тикающий" прибор срочности (герметизированный, кстати) Даже если водолаз в 1949 работал на дне реки в аналогах ИДАшек – как же он услышал пресловутое "тиканье"? Ну а про классическую трехболтовку вообще лучше не спрашивать :))) Немцы, отступая, беспорядочно разбрасывали мины «RMH» в гаванях, в том числе и в Севастопольской бухте. Что-то адмирал скромно умолчал о том, сколько из поднятых советскими водолазами в Севастопольской бухте RMH оказались вообще работоспособными – даже если забыть про разряд АКБ то или корпусом, или якорной цепью пошевелил мину, часы заработали Ну, кто там кого "корпусом шевелил" - лучше не уточнять, однако адмирал несколько противоречит сам себе: значит, землечерпалка мало того что "пошевелила" - а еще и подняла мину. И ничего, никакого взрыва. А линкор чем-то там "пошевелил" - и вуаля. Кстати, в первые послевоенные годы были у СССР землечерпалки-рекордсмены, которые дважды поднимали немецкие донные мины. Без всяких взрывов. Полученная линкором пробоина аналогична пробоинам от «RMH». Тоже сильный пассаж Интересно, сколько адмирал видел пробоин после взрыва донной мины, как он узнавал, что это был взрыв именно RMH и на основании чего делал выводы об аналогичности

Georg G-L: Zmey пишет: Это не тот дедушка-сказочник взято отсюда http://militera.lib.ru/memo/russian/amelko_nn/index.html

Georg G-L: Zmey пишет: Интересно, сколько адмирал видел пробоин и на меня еще обижаются, когда я нелестно отзываюсь о советском адмиралитете...

Georg G-L: В.А.КАСАТОНОВ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О НИКОЛАЕ ГЕРАСИМОВИЧЕ КУЗНЕЦОВЕ Из сборника "Имя на борту". М.: Андреевский флаг, 1996. Составитель В.В.Шигин. "Вступив в командование Черноморским флотом после катастрофы линкора, в декабре 1955 года, я внимательно изучил все имеющиеся материалы по этому вопросу — состояние корабля, подготовку личного состава, место гибели корабля и его состояние после взрыва, а также выполненные флотом за десятилетний период траления Севастопольской бухты от неконтактных мин, установку штатных бочек для швартовки кораблей, а также охрану бухты и разведывательные документы. Пришел к заключению, что Н.Г.Кузнецов был прав, записав в свою личную книжку в 1955 году: "До сих пор для меня остается загадкой, как могла остаться и сработать старая немецкая мина, взорваться обязательно ночью и взорваться в таком уязвимом месте для корабля. Уж слишком это все невероятно". Это также подтверждается докладами с флота — в течение 10 лет проводилось контрольное траление, но никаких мин так и не обнаружили. Кроме того, кораблям было запрещено становиться на якорь в Севастопольской бухте и для каждого из них установлены штатные бочки. Линкор в то время стоял на своей штатной бочке. Следовательно, наиболее вероятной причиной была все же диверсия". Сборник вышел спустя 7 лет после смерти В. А. Касатонова. Его воспоминания "На фарватерах флотской службы" - спустя 5 лет. Меня терзают сомнения - сам ли это он написал?

shhturman: Georg G-L пишет: Сборник вышел спустя 7 лет после смерти В. А. Касатонова. Его воспоминания "На фарватерах флотской службы" - спустя 5 лет. Меня терзают сомнения - сам ли это он написал? Кто ж тебе это сейчас скажет... разве что руководитель "редакторского коллектива", ежели такой указан на обложке...

shhturman: Georg G-L пишет: и на меня еще обижаются, когда я нелестно отзываюсь о советском адмиралитете... Обижаются те, кто никогда с ними не общался... это бывает...

Georg G-L: Georg G-L пишет: либо Горшков получал инф-ю напрямую, не через ОУ ГШ скорее всего через ОУ ГМШ, ибо там замом начальника был контр-адмирал Ю. П. Ковель с 1945 г. - начальник ОО штаба ЧФ, с 1951 по 1953 гг. - нач-к ОУ - 1-й зам НШ ЧФ - при командующем Горшкове. Так что Горшков мог получать обстановку с ЧФ и без Фокина...

Georg G-L: shhturman пишет: руководитель "редакторского коллектива", думаю это сын Игорь.

VGG-SS79: Georg G-L пишет: думаю это сын Игорь. А это без разницы, кто писал либо лисывал. понятно одно адмиралитет не скрывает, что минная версия для больного воображения. Хотя совсем недавно один "заказной" классно притянул эту "доктрину2 за уши на Цусимские форумы. Бегло читаешь - отлично. вдумаешься разобрав детально - чушь по определению.

Georg G-L: VGG-SS79 пишет: А это без разницы, кто писал таки может кто еще опубликовал чьи нибудь воспоминания?

Zmey: В контексте печальной годовщины (60летия гибели Новороссийска) в сети появились два материала : А) в своем ЖЖ некто игл рост выложил фото страниц статьи из Морского Сборника № 11. Ничего интересного : коллектив авторов уже традиционно темой не владеет ни по матчасти германского минного вооружения, ни по подводным взрывам, а отсюда и притягиваемые под нужный ответ цифры и выводы. Новых источников и фактов у коллектива авторов тоже нет от слова совсем. Даже странно увидеть подобный мурзилочный текст в таком солидном издании, как Морской Сборник Хотя, судя по фрагментам текста и иллюстрации, материалами Ю. Веремеева пользоваться таки попытались )) Б) текст в ЖЖ Сергея Патянина Тоже ничего нового или хотя бы интересного. Этот давний текст практически не претерпел изменений по сравнению со своей очень давней исходной версией со чтений. И у нас на форуме уже разбирался, один этот абзац чего стОит, перекочевавший в первозданном виде ))) Однако эти выводы опровергает событие, произошедшее в Севастополе в январе 2004 года, когда со дна Камышовой бухты вместе с металлоломом была поднята мина типа LMB. При попытке разобрать ее прогремел взрыв, погибло двое рабочих. Правда, тогда сработала лишь одна из «ловушек», детонации основного заряда не произошло. Тем не менее, это со всей очевидностью доказывает, что даже полностью разряженная батарея питания не может служить гарантией невозможности взрыва мины. (цы) В общем, что минёры, что диверсанты с завидным упорством продолжают натягивать своих сов на свои глобусы. Совы пищат и не лезут



полная версия страницы