Форум » ОТ ПАРУСА ДО АВИАНОСЦА (От незапамятных времён до наших дней). » Воспоминания о том, как служили на кораблях Черноморского флота » Ответить

Воспоминания о том, как служили на кораблях Черноморского флота

Steve: В этой теме собраны посты уважаемого Warmanа с его ответами на наши дилетантские вопросы про организацию службы на кораблях Черноморского флота. Это не исключает возможности задавать вопросы и получать ответы. Будем считать, что это его личная тема. Одновременно открываю для Warmanа права модератора в этом разделе и допуск в Штурманскую.

Ответов - 33, стр: 1 2 3 All

Steve: Warman пишет: - "......................!!!"

Warman: Теперь из личных воспоминаний: На боевой службе в составе Средиземноморской эскадры со снабжением всегда были проблемы, особенно в отдельном плавании. А у "Москвы" проблемой №1 всегда была вода для л/с (мытьевая и питьевая). И вот после многомесячной еженедельной бани забортной водой (специальное мыло выдавали), вдруг, в жаркий июльский день, где-то в Море Альборан, по всем линиям слышим: - "Команде приготовится к построению по большому сбору. Форма одежды ... трусы. При себе иметь банные принадлежности." Через пять минут, как положено, по кораблю горн и "Большой сбор!" Экипаж в 800 с лишним человек, как обычно, построился по периметру полетной палубы. Проверили наличие, доложились, опоздавшие добежали к строю, послали за не вышедшими - в общем ничего необычного ... только ВСЕ в трусах. - "Командирам БЧ - прибыть к дверям верхнего ангара к старшему помощнику!" - Ну, думаем, щас всё пояснят. Ждем. Не спеша "бычки" вернулись к строям. Физиономии растерянно-необычные, без звериного оскала. - "Внимание, БЧ! У нас прямо по курсу дождевые облака. Стоять на местах, никого не отпускать, приготовить банные принадлежности. Купаться будем!" Действительно, минут через пять пкр, на своих "гвардейских" 14 узлах, вошел в косую полосу тропического ливня. И началась потеха! Трусы - долой, мыло на голову и на другие места - 800 мужиков на полетной палубе, как под душем истово начали мыться даровой водой. Минут через десять все кончилось - кто не успел, тот опоздал! Но повеселились в волю. "Разойдись!" Боевая служба на противолодочном крейсере "Москва" продолжалась.

Warman: Стою вахтенным офицером на ходовом мостике ПКР «Москва» с 00.00 до 04.00 в Тунисском проливе, «никого не трогаю», идем полным «московским» ходом в ...14 узлов (вечно больные котлы, блин!). Наблюдаю на ВИКО НРЛС «Дон» жирную, как камбузная муха, цель прямо по курсу. Будучи человеком в то время творческим и с жаждой активной деятельности, наношу целюху на свой маневренный планшет и лично определяю ЭДЦ. Периодически, все же, тереблю БИП («Цель по пеленгу ...– определить элементы движения!»). Сонный БИП начинает докладывать какую-то чепуху. Через десяток минут по моим вычислениям целюшка определилась как крупная надводная со скоростью ...28 узлов! Порция адреналина в кровь и наитием чувствую, что это не простая цель, что-то серьезное. Видимость превосходная, безлунная ночь, одни звезды. Поднимаю своим «тревожным» докладом всех начальников на ходовом (в одном кресле спит командир, в другом адмирал). У них, видимо, никаких разведданных по этому поводу не было, и они спросонья сразу восприняли этот факт как фантазию излишне бдительного старшего лейтенанта на ночной вахте. Цель уже в пределах визуальной видимости, должна проходить по левому борту в 20-25 кабельтовых встречным курсом. Вся вахта всматривается в совершенно черный горизонт – ничего нет. Цель должна уже на левом траверзе с бешенной относительной скоростью (28+14 узлов) проноситься мимо нас! Я к левому пеленгатору (типа перископа с большим увеличением) и смотрю по высчитанному мною пеленгу. Есть! Вижу несколько огней. На палубах никакого освещения, горят только ходовые огни, но почему-то притушены, как мне показалось. В эти минуты пока "корабль-призрак" на минимальной дистанции, всеми фибрами лейтенантской души хочу понять – что ЭТО. На фоне звезд над горизонтом всматриваюсь в силуэт. Вижу в корме ровную высокую палубу, надстройку в передней части корабля, высокую мачту, подсвеченную ходовыми огнями, – почти копия «Москвы»: «Жанна д’Арк»!!! Французский вертолетоносец. Ровесник (чуть старше нашего крейсера) после всех десятков лет службы легко, в отличие от нас, скользит по ночному Средиземноморью с проектной скоростью в 28 узлов! Совершенно четко и определенно докладываю в сторону кресел на ходовом, что обнаруженная цель – французский вертолетоносец «Жанна д’Арк», следующий в затемнении, скрытно, с работающей только навигационной станцией, с предельной конструктивной скоростью в 28 узлов из восточной части Средиземного моря в западную (напомню – дело было в Тунисском проливе). Кресла промолчали. Вскоре вновь послышался легкий храп. Лейтенант продолжал свою бдительную вахту, постепенно выводя ненужный уже адреналин из крови. Призрак «Жанны д’Арк» зачем-то несся уже далеко за кормой по каким-то своим очень важным делам. Фантазера-вахтенного офицера командирские кресла всерьез не восприняли. Ну и Бог с ними, с креслами и «Жанной д’Арк»! О, уже смена пришла и горизонт светлеет, очередная ночь ещё очень долгой службы на флоте прошла…


Steve: Warman пишет: Призрак «Жанны д’Арк» Имеется в виду это? Его пожалуй и правда ни с кем не спутать...

Antoine: Steve пишет: Его пожалуй и правда ни с кем не спутать... Интересно, что три последние "Жанны" все оказались достаточно своеобразными крейсерами. Это дело надо отметить... в фотоархиве.

Warman: В 1981году, в конце мая мы на крейсере заходили с неофициальным визитом в Югославию, порт Дубровник. Вместе с нами, за компанию, по команде ГШ ВМФ, пристроились в кильватер БПК пр.61М и ... дизельная ПЛ проекта 641, как потом выяснили, с Северного флота. Опытному глазу было видно, что лодка находилась в море, в автономке, мягко говоря, очень давно и её команда уже и не чаяла до конца затянувшегося похода оказаться на берегу, да ещё в Югославии, в международном курорте Дубровник! Был разгар лета по средиземноморским меркам. Мы, первые счастливчики, после нескольких инструктажей, строго разделенные на "пятерки", с первым сходом, наконец , вылезали из барказов на курортный берег (крейсер в порту не помещался и стоял на рейде). За минуты до этого наши барказы проходили мимо стоявших лагом БПК, а к нему левым бортом подводной лодки. Подводники, конечно, к заходу, как имели возможность, привели её в порядок, но при близком рассмотрении было ясно - ребятам досталось от моря "по полной". "Пятерки" во главе с молодыми офицерами крейсера стали вытягиваться на выход из порта на набережную, предвкушая увидеть все красоты 500-летнего города. Первые спешащие, начали нагонять, чуть ранее сошедших, горстку подводников-северян. Солнце уже перестало греть, а начинало жарить, утренняя прохлада прошла. Подводники шли парой "пятерок" во главе с капитан-лейтенантом. Первое, что бросилось нам в глаза - это ослепительно белые лица, с легким синевато-зеленым оттенком, сильный прищур от южного солнца и ... темная форма одежды (на флоте называется "форма №3"). Шли они медленно, как бы уже устало, в взглядах было хроническое безразличие ко всему, что их окружало, шли как "автоматы". С формой было все понятно - ребята, видно так давно уходили в море, что и не думали брать с собой летние форменки, а офицеры лодки, видно в знак солидарности с матросами, тоже одели тужурки. Но это не помешало кому-то из наших лейтенантов, поравнявшись с лодочным офицером, задать каверзный вопрос с флотской подколкой, мол, "чё - это вы?" Как нам в ту минуту показалось, "старый, замшелый, обросший ракушками" капитан-лейтенант подводного флота, выждав положенную по ситуации паузу, ответил не слишком громко, но веско: "Мальчики Деница" - должны быть в черном!" Противолодочный крейсерский народ "выпал в аут"!

Georg G-L: ув. Warman а фото адмиралов до 1982 года есть?

Warman: Georg G-L пишет: а фото адмиралов до 1982 года есть? Поищу. Мало-мало есть...

Warman: Вот, например, в парадном строю по случаю праздника 23 февраля в 1980 году, на торжественном подъеме флага и флагов расцвечивания первым стоит контр-адмирал Рябинский Николай Иванович, командующий 5-ой Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ СССР, а за ним, видимо, начштаба эскадры, кто не знаю.

Warman: Здесь два адмирала: первый слева - капитан 1 ранга, но скоро будущий контр-адмирал Васильев Лев Алексеевич, командир 11 бригады противолодочных кораблей 30 ДиПК ЧФ и третий слева - командир 5-ой Средиземноморской эскадры ВМФ СССР контр-адмирал Селиванов Валентин Егорович. Идем прием Посла СССР в Югославии (не помню - кто) на ПКР "Москва" в дни захода в Дубровник в конце мая - в начале июня 1981 года. Впрочем, если напутал с фамилиями - не судите строго, давно это было, а адмиралами я и в те времена не сильно интересовался, а уж сейчас ... Поправьте, если, что не так.

Georg G-L: огромное спасибо!!!

Warman: После 17 года и по наше время кают-компания перестала быть офицерским клубом или место свободного общения офицеров. Это место приема пищи в соответствии с распорядком дня, место проведения служебных совещаний, разборов, проведения судов чести (за пьянки) и ... все. Появление офицера в любое другое время в этом помещении вызывает недоумение у "гарсонов" и искреннее удивление у старпома ("Лийтинант, Вам что - заняться нечем, у Вас в батарее нет замечаний? А ну, покажите вашу вентиляторную №116!"). Поэтому офицеры предпочитают в свободную минуту закрыться в каюте и "слушать наличие ПЛ под килем". У нас был один очень наивный молодой офицер (из студентов, разумеется), который на собрании по выбору заведущего кают-компании высказал пожелание: - " А почему бы нам, вместе с закупкой продуктов для кают-компании, не покупать ещё и пару ящиков пива. Я бы не отказался после обеда освежиться бутылочкой холодненького!" После этой речи 55 разновозрастных офицеров сначала пару минут сидели в абсолютной тишине, а потом минут 15 до слез гоготали - старпом не мог успокоить.

М.Гончаров: Warman пишет: После 17 года и по наше время кают-компания перестала быть офицерским клубом или место свободного общения офицеров Очень верное замечание. В этой ситуации мало кому из командиров кораблей удавалось сплотить своих офицеров в единый коллектив, в единый кулак. Офицерство "кучковалось" по каютам, по специальностям, по интересам и т.д. Кстати, это очень хорошо сразу "просекали" и моряки срочной службы, со всеми вытекающими. Но если офицеры корабля были единым коллективом, то и экипажу было всё по плечу, а не по... , и экипаж, как правило, ходил в "передовых" на соединении.

Warman: Ш-шшш и бум! На боевой службе в точках якорных стоянок полагалось периодически по скользящему графику, чтоб враг не догадался, бросать с бака и юта специальные гранаты ПДСС, но чаще их не хватало и бросали обычные РГ-42 - безосколочные, но очень фугасные, что и требовалось для разгона потенциальных подводных диверсантов. Бросал специально назначенный мичман (арсенальщик) под контролем вахтенного офицера на ходовом. Первое время рыба после взрыва, наверно, и всплывала, но через некоторое время стали, особенно на юте, замечать, что мелкая рыба кишащая метровым живым клубком вокруг очередных сброшенных отходов, стала очень оригинально реагировать на эти гранаты. Когда сказали - не поверил. Пошел сам смотреть вместе с мичманом на ют. Для чистоты эксперимента бросаем сначала в воду кирпич зачерствевшего хлеба. Весь клубок мгновенно переключается на съедобный объект, как пираньи. Теперь готовим РГ-42, акуратно вынимаем чеку, удерживая скобу и гранатка плавненько бросается к плавающей буханке, типа "вот вам ещё вкусненького". Уже в воздухе хлопком срабатывает УЗРГМ, граната шлепается в воду, тонет на несколько метров и через 4 сек все 120 гр тротила дают о себе знать. Разумеется, на всякий случай все зрители на юте на пару секунд отпрянули от борта. Смотрим. Ни одного трупика! Клубок мелочи за секунду-другую до взрыва разбежался, а потом очень шустро опять собрался как ни в чем небывало продолжает начатое дело. Тут же бросаем старый, развалившийся гад - никакого эффекта, даже не дергаются. Рыбки в точках якорных стоянок советских кораблей в Средиземном море поддались жесткой дрессировке и реагировали на хлопок запала гранаты и шипение прогорающей дорожки пороха в запале и твердо знали, что эти звуки предвестник большого "бум" и что надо "делать ноги", вернее, хвосты. Вот такие чудеса.

Warman: Жертва холодной войны. Дело было в точке якорной стоянки в заливе Эс-Салум, в "столице" 5 Эскадры Средиземного моря. "Москва" только свеженькая пришла на БС, встала на якорь, представилась местному начальству, получила строжайший инструктаж о бдительности и выставила из самых достойных вахту ПДСС, вооруженную и очень, как выяснилось, опасную. Жаль, что на инструктажах офицеры штаба Эскадры упустили одну мелочь бытового характера: за долгую службу в этой точке, команды кораблей прикормили гигантскую морскую черепаху. Ежедневно эта черепаха паслась у бортов кораблей принимая с благодарностью камбузные объедки или даже уже черствые буханки хлеба от местной публики. Верно и имя у неё было, но в памяти не осталось. А тут, "Москва"! Насмерть напуганная и заинструктированная вахта в первую же ночь в свете опущенных в воду лучей бортовых прожекторов, вдруг видит, совершенно четко, подводного пловца, с головой, ногами и руками с каким-то тяжелым оборудованием на спине. И, гад, плывет вдоль борта и место выбирает где установить свою мину. "Ходовой!!! - бак! Вижу подводного диверсанта у правого борта!" "Тащ командир, вахтенный офицер - у правого бака под водой обнаружен диверсант, четко виден на глубине 5-6 м." "Боевая тревога! Вахте ПДСС открыть огонь по диверсанту! Вахтенный офицер - две гранаты РГ в воду". "ФКП - ходовой! Товарищ адмирал! Обнаружен у борта подводный диверсант, на корабле сыграна боевая тревога, спущен барказ, применено оружие по диверсанту согласно инструкции!" А утром, черепаха всплыла, но уже верх брюхом и понесло ее морскими течениями подальше от военных кораблей.



полная версия страницы