Форум » ОТ ПАРУСА ДО АВИАНОСЦА (От незапамятных времён до наших дней). » Sperrbrecher.Прорыватели минных заграждений » Ответить

Sperrbrecher.Прорыватели минных заграждений

Kieler: Прорыватели минных заграждений (Sperrbrecher) Подкласс минно-тральных кораблей специального назначения. Широко использовались германским флотом в 1-й и 2-й Мировых войнах, после 2-й Мировой тральные корабли со схожими принципами проектировались и строились в СССР (пр. 322, 1256, 1300, 13180), в 50-х – 70-х гг. эксперименты проводились в ВМС США (YAG 37, MSS 1, MSS 2). Назначение: Очистка фарватеров, гаваней, рек, других участков от мин, проводка конвоев, отдельных торговых судов и боевых кораблей через минные поля, минная разведка. Принцип: Инициирование подрыва мин воздействием на их взрыватели. На контактные взрыватели прорыватель воздействовал собственным корпусом, на неконтактные – специально усиленным уровнем собственных физических полей (магнитного, акустического, гидродинамического).

Ответов - 31, стр: 1 2 3 All

Kieler: Германские прорыватели до 2-й Мировой войны. Концепция сформулирована в начале 20-го века. В 1903 г. по инициативе вице-адмирала Тирпица организована комиссия по борьбе с минной опасностью (в состав комиссии входили, в частности, тогда еще корветтен-капитаны Райнхард Шеер и граф фон Шпее). В числе прочего комиссией были разработаны рекомендации по переоборудованию торговых судов в прорыватели. Помимо задач по охране собственной акватории эти корабли, по мнению комиссии, должны были быть способны действовать совместно с флотом в наступательных акциях. Отряды таких прорывателей должны были «своими телами» прокладывать путь линейным эскадрам к вражескому побережью. В 1906 г. был составлен список судов, предназначенных к переоборудованию в случае войны (однако, в начавшейся через 8 лет войне переоборудовано из этого списка было только одно судно (Bielefeld)). С началом Первой Мировой началось переоборудование 10 первых судов. В заключении комиссии по отбору говорилось: «… следует избегать переоборудования достаточно ценных судов, так как вероятность их потери при подрыве достаточно велика…» Поэтому кроме Schwarzwald (1911), Niederwald (1904) и Santa Cruz (1905) остальные были пароходами постройки 80-х – 90-х годов XIX века. Первоначально они не получали никакого вооружения и никаких изменений конструкции для обеспечения собственной защиты. Единственным мероприятием было увеличение осадки принятием дополнительного балласта. С 1915 г. грузовые трюма заполнялись пустыми емкостями и песком, отсеки дополнительно укреплялись и герметизировались, также корабли начали оснащать параванами, буксируемыми тралами, артиллерией среднего калибра (2-3 орудия 88-мм), в конце войны некоторые прорыватели несли на борту гидросамолеты. Всего в 1914-18 гг. в прорыватели минных заграждений было переоборудовано ок. 30 судов. Имели литерно-цифровые обозначения: SP 1 – SP 12 (номера могли меняться и использовались несколько раз).

Kieler: Германские прорыватели Второй Мировой войны. В конце 1937 г. МКА (Marinekommandoamt) разработал новый список судов, пригодных для переоборудования в прорыватели. Из 58 судов этого списка в случае войны изначально предполагалось выбрать 9, впоследствии это число выросло до 12 (4 группы по три корабля в каждой). Из этих 58 судов (вместимостью от 3 до 9 тыс. брт) 24 были теплоходами, остальные – пароходы. На период переоборудования первых прорывателей их задачи возлагались на 9 резервных вспомогательных прорывателей, т.н. „Handelsdampfer z.b.V.“, которые не включались в состав ВМФ, не получали вооружения и не подвергались никакому переоборудованию. В реальности ни одно из этих «резервных» судов в качестве прорывателей не использовалось. Всего за годы войны в состав Кригсмарине входили 96 прорывателей, переоборудованных из торговых судов и вспомогательных боевых кораблей. Еще 24 единицы были заказаны, но не закончены. В 1943 г. верфям в Штеттине, Любеке, Эмдене и Кримпен-ан-ден-Эйсселе был выдан заказ на 27 прорывателей специальной постройки (KSB – Kriegssperrbrecher) со сроком готовности первых к маю 1945 г. Из 19 заложенных ни один достроен не был. Прорыватели «первой волны» имели обозначения Sperrbrecher I – Sperrbrecher XII. В 1940 г. римские цифры в обозначениях заменили на арабские. Полный список номеров (литер) германских прорывателей Второй Мировой войны: - Sperrbrecher I – XII - Sperrbrecher 1 – 39, 60 – 62, 64, 68, 69, 102 – 105, 120 – 123, 131 – 139, 141 – 158, 160 – 194, 199, 201 – 204. - Hilfssperrbrecher A, B, C - NS I – NS IX - NF I – NF IV - не получили номеров: Ammerland, Nogat, Norburg Некоторые корабли в течение службы меняли свои номера, некоторые номера в разное время присваивались разным кораблям. В зависимости от размеров прорыватели делились на: - большие (от 2500 брт) - средние (1500 – 2500 брт) - малые (1000 – 1500 брт) - малые для устьев рек (500 – 900 брт)

Kieler: Особенности конструкции: Для повышения плавучести, непотопляемости и живучести в условиях высокой вероятности подрыва корпус (грузовые трюма) заполнялся пустыми бочками и канистрами (деревянными или металлическими), палубы и платформы уплотнялись фашинами, набор усиливался дополнительными связями, разрывы в наборе заваривались. Для борьбы с затоплениями корабли оснащались большим количеством насосов. Для увеличения осадки (а также в качестве дополнительной защиты) трюма и бортовые отсеки в районе ватерлинии частично заполнялись песком. Для приведения в действие магнитных взрывателей использовался мощный электромагнит в носовой части корпуса (VES-Anlage). Обмотка располагалась перпендикулярно диаметральной плоскости, были также варианты с двумя обмотками Х-образно. Сердечником служил корпус корабля. В 1943 г. появился другой вариант ЭМ-установки, менее трудоемкий и пригодный для установки на малых кораблях. Разработан он был в Италии и получил обозначение САМ (Canona Antimagnetica). Представлял собой Х-образно расположенные сердечники с обмотками, устанавливаемые на верхней палубе. Слегка модифицированный немецкий вариант KPG (Kreuzpolgerät) устанавливался на малых прорывателях. Для инициирования акустических взрывателей мин на прорывателях с 1942 г. устанавливались различные варианты акустических тралов: GBT (Geräuschboje mit Turbinenantrieb), KKG (Knallkörpergerät), DKG (Dampfknattgerät). Для защиты от якорных мин использовались традиционные параваны-охранители.

Kieler: Вооружение: На первых кораблях устанавливался ограниченный набор артвооружения, состоявший из одного 105-мм орудия С/96 на носу и двух 20-мм зениток С/30 на мостике. Позже старые 105-мм заменяли на более современные С/16 и С/32, усиливалось зенитное вооружение. По штату 1943 г. артвооружение большого прорывателя состояло из: 2 – 105-мм SK C/32 (600 выстрелов) 3x2 – 37-мм SK/30 (12 000 выстрелов) 3x4 – 20-мм Flak 38 2x1 – 20-мм Flak 38 (всего 28 000 патронов) 4 – 7,92-мм пулеметов MG/34 (20 000 патронов) Средний прорыватель по штату 1943 г. вооружался: 2 – 105-мм SK C/32 (600 выстрелов) 2x1 – 37-мм SK/30 (4 000 выстрелов) 7 – 20-мм Flak 38 (14 000 патронов) 3 – 7,92-мм пулемета На меньших кораблях предусматривались 2 варианта вооружения: 1 – 105-мм (300) 1 – 37-мм полуавтомат (2 000) 8 – 20-мм автомата (16 000) 2 пулемета или 1..2 – 88-мм 2 – 37-мм 10 – 20-мм 2 пулемета Фактический состав, конечно, отличался от штатного, особенно в части зенитного вооружения. Впрочем, и главный калибр на некоторых кораблях был представлен трофейными 75-мм французского и польского происхождения. На некоторых кораблях в качестве дополнительных средств ПВО применялись аэростаты заграждения (1-2 шт.), огнеметы (1 шт.) и ракетные установки (до 8 шт. Raketenabwurfgerät – RAG).

Kieler: Экипаж: На первых прорывателях по штату 85 чел (из них 3 офицера), фактически 85-170 чел. Позже на больших прорывателях: штат 234 чел (8 офицеров), факт. 150-230 чел (4-5 офицеров). Средние прорыватели: штат 116 чел (5 офицеров). Малые прорыватели: штат 83 (4) чел, факт. от 15 до 120 чел. Потери: Во время боевых действий погибли 58 кораблей (не считая недостроенных, исключенных и переклассифицированных), в т.ч.: - на минах – 23 - потоплено авиацией –22 - потоплено надводными кораблями – 4 - затоплено экипажами – 6 - столкновение – 3 (из них 2 подняты) Кроме этого еще один корабль (Spbr 23) погиб на мине уже после окончания боевых действий, 5 июня 1945 г.

Kieler: Немного об английских минах, специально предназначенных против прорывателей и конвоев, охраняемых прорывателями. И немецких средствах борьбы с ними. Наглядные инструкции с кратким описанием типов мин и шутливой стихотворной моралью...

Kieler: Kieler пишет: заполнялся пустыми бочками и канистрами (деревянными или металлическими) Вот и они. После успешного траления...

Kieler: А это - до:

Kieler: Kieler пишет: Для приведения в действие магнитных взрывателей использовался мощный электромагнит в носовой части корпуса (VES-Anlage). Обмотка располагалась перпендикулярно диаметральной плоскости Установка обмотки на Spbr 204:

Kieler:

Kieler: Kieler пишет: Для инициирования акустических взрывателей мин на прорывателях с 1942 г. устанавливались различные варианты акустических тралов: GBT Вот он:

Kieler: Kieler пишет: 2x1 – 20-мм Flak 38 На Sperrbrecher 16:

Kieler: Kieler пишет: Фактический состав, конечно, отличался от штатного, особенно в части зенитного вооружения.

Kieler: Kieler пишет: аэростаты заграждения На Spbr 16:

marynarz 347: Kieler пишет: Всего за годы войны в состав Кригсмарине входили 96 прорывателей Стоит ли выложить перечень всех германских прорывателей минных заграждений (Sperrbrecher) из German warships of the Second World War by H.T.Lenton ?



полная версия страницы