Форум » ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА. «ЖЕЛЕЗО», ЛИЧНОСТИ, ДИСКУССИИ. » СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ПЛАВБАТАРЕЯ № 3 "НЕ ТРОНЬ МЕНЯ!" » Ответить

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ПЛАВБАТАРЕЯ № 3 "НЕ ТРОНЬ МЕНЯ!"

Steve: …Этот "квадрат" самый странный боевой корабль Советского Военно-Морского Флота. Его упоминания нет ни в одном справочнике по ВМФ, хотя именно этому кораблю принадлежит уникальный боевой рекорд. Им было сбито больше всех фашистских самолётов - 22 за девять месяцев (за 16 сбитых самолётов лётчикам давали звание Героя Советского Союза). Большего ни один наш корабль не добился. Это плавучая зенитная батарея №3 «Не тронь меня». 3 августа 1941 года плавбатарея № 3 вступила в боевой состав флота. Накануне буксир вывел плавбатарею на внешний рейд перед Севастополем и она стала на «мертвый якорь» к северо-западу от Херсонесского маяка (в точке с координатами 44 град. 40 мин. с.ш., 33 град. 30 мин. в.д.) У батареи были зенитные орудия, но не было ни одного мотора, способного её двигать. Батареей был назначен командовать отличный артиллерист капитан-лейтенант Сергей Мошенский.

Ответов - 18, стр: 1 2 All

сарычев: Волк пишет: при испытании бронированного отсека линкора типа "Севастополь". 1912г. Прошу прощения за офф-топ. Очень давно хотел спросить - этот отсек - будущая севастопольская плавбатарея №2 - "Не тронь меня"? Тема перенесена из фотоархива по броненосцу "ЧЕСМА"

Steve: сарычев пишет: Очень давно хотел спросить - этот отсек - будущая севастопольская плавбатарея №2 - "Не тронь меня"? Нет. Это был специально построенный опытовый отсек с площадью палубы около 600 кв.м. Задумано было по нему стрелять в основном торпедами для проверки конструкции советских линкоров. Номер плавбатареи был не "2", а "3". Мне довелось видеть только две её фотографии. Даже толком неизвестно о том, куда она делась. Немцы утверждали что они её потопили, а в воспоминаниях участников последних боёв, она была притоплена у берега в Казачьей бухте. Второе вероятнее судя по одному из снимков.

Викинг: Данные по сбитым самолетам противника плавбатареей N3. По разным данным она сбила от 22 до 28 самолётов люфтваффе. Но при работе в архиве, подтверждёнными засчитывались только те, по которым было найдено минимум три документа. А именно: - Рапорт командира плавбатареи капитана-лейтенанта Мошенского о проведённом бое с указанием времени и места падения самолёта. - Подтверждение от постов ВНОС, или рапорты или доклады из частей, бывших свидетелями сбития. - Рапорт оперативного дежурного по ОВРу с указанием модели, времени и места сбития самолёта. При этом в течении почти 7 месяцев сам капитан-лейтенант Мошенский с плавбатареи не сходил. Единственный раз был вызван к командующему обороной - ему был вручён орден Красного Знамени. В этот же день вернулся на батарею. Все рапорты отправлялись на берег на шлюпке с матросом-посыльным. Итак с ноября 1941 года по 19 июня 1943 было сбито: - 29 ноября 1941 год расчётом ЗА-37мм. сбит Ме-109. Падение на сушу в районе аэродрома Херсонес. - 17 декабря 1941 года в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом ЗА-37 мм. сбит Ю-88, падение в Камышовой бухте в 500 м. от батареи. - 22 декабря 1941г. в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом За-37 сбит Ю-88. Падение в районе аэродрома. - 23 декабря 1941г. в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом 76 мм орудий сбит Ю-88. Падение у берега на трраверзе аэродрома. - 17 января 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес в 10ч.24м расчётом ЗА-37 сбит Ю-88. Падение в расположении 35 батареи. - 17 января 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес 13ч.21м. - 13ч. 31м. были подбиты и ушли в сторону Качи 2 Хе-111 - 14 апреля 1942г. в ходе 2-го налёта на АЭР Херсонес расчётом За-37ммм. сбит Ю-88. Падение в расположении 92 ЗАД. - 27 мая 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес сбит расчётами ЗА-37 мм. 1 Ме-109. Падение на мысе Херсонес у аэродрома, - 27 мая 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес сбит расчётами ЗА-37 мм. 1 Ме-109 падение в море у мыса Фиолент. - 27 мая 1942 в ходе 2-го налёта на АЭР Херсонес сбит рассчётом 76 мм ЗО Do-215. Упал в море по пеленгу 220, удаление 8 кабельтов. - 9 июня 1942г. 3 налёта на АЭР Херсонес. Расчётами ЗА-37мм. при трёх налётах на аэродром Херсонес сбито 3 Ю-88. падения: 1-береговая черта, 1- море, 1 мыс Фиолент. - 12 июня 1942г. Расчётом ЗА-37 сбит Ме-109. Падение на край аэродрома Херсонес (гнался за нашим подбитым истребителем. Лётчик его выжил и после войны в своих мемуарах этот момент описал) - 13 июня 1942г. 2 налёта на аэродром Херсонес. В 16ч.50 мин. расчётом 76мм ЗО сбит Ю-88. Взорвался в воздухе. -14 июня 1942г. 3 налёта на аэродром Херсонес. Расчётами ЗА-37 и 76мм.ЗО сбито 3 Ю-87. Один падение в районе аэродрома Херсонес. Один падение в море, один рядом с маяком на Херсонесе. Ещё 2 Ю-87 были повреждены и ушли в сторону Качи. - 19 июня 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом 37мм. ЗА сбит Ю-88. Падение в море в 10 кб от ПлБтр. Итого при работах в архивах найдены оперативные подтверждения по 18 сбитым самолётам. Есть ещё как минимум шесть единичных документов с подтверждениями сбития самолётов (доклад дежурного по ОВРу, доклады командира 92 ЗАД и командира ИАП), но по ним не найдены рапорта Мошенского (хотя часть их не сохранилась вообще) или нет второго подтверждения.


Steve: Викинг пишет: Итого при работах в архивах найдены оперативные подтверждения по 18 сбитым самолётам. Это тоже немало... И кроме того, в неразберихе тех дней, удивительно что уцелела хотя бы часть документов. Иначе, чем подвигом, службу на плав-батарее №3 назвать нельзя.

Steve: Севастопольскому музею Героической обороны и освобождения города, не мешало бы иметь макет этой батареи...

Викинг: Steve пишет: Это тоже немало... вне всякого сомнения Steve пишет: Севастопольскому музею Героической обороны и освобождения города, не мешало бы иметь макет этой батареи.. неужели нет?

Steve: Викинг пишет: неужели нет? В настоящее время нет. Вполне возможно, что и чертежи отсутствуют. Информации очень мало. Знаю, например, что отсек был закамуфлирован, но как именно, не ведаю...

сарычев: Steve пишет: Информации очень мало. Был документальный кинорепортаж минут на 10 о "пловучке" весной 42-го, там где им вручают награды. ЕМНИП, Мошенскому - бКЗ, командирам батарей - по кр.Зв., матросам- ЗБЗ. Но если отсек - не основа батареи, тогда -что было ее основой? Где-то читал, что проект предложил капдва (тогда) Г.И. Бутаков (312-й). Поначалу она использовалась именно как плавбатарея (и тогда у нее были , ЕМНИП, 2 130- мм для стрельбы по надводным целям, а также "ныряющими снарядами, потом демонтировали). Потом, когда появилась необходимость прикрыть Херсонесский аэродром с моря, ее перебазировали и посадили на грунт - так что потопить ее в принципе было нельзя. Ее просто разбомбили в связи с отсутствием боеприпасов во время июньского штурма. Насчет номера - может, действительно - №3. Чаще ее называли "Не тронь меня" или просто "пловучка". Немецкие летчики - Квадратом смерти. Про нее есть воспоминания Соболева в его 5- томнике - он в 42-м там как везде "Индивидуальный подход" читал. И ведь кто-то (постараюсь вспомнить) в советские времена историю "пловучки" вел - вплоть до переписки с семьями, в частности, Аза Мошенская (дочь) в переписке состояла.(А может, она и собирала историю батареи). ЕМНИП, Мошенский до п/б был на Парижской коммуне, то ли командиром башни ГК, то ли всем ГК командовал. А потом (но еще до войны) переучивался на зенитчика.

Steve: Вот информация о подъёме батареи. http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/823/191 УЧАСТИЕ В СУДОПОДЪЕМЕ В 1951 году основные судоподъемные работы в Севастопольских бухтах были закончены, однако несколько затопленных в годы войны судов еще оставались лежать там, где из настигли бомбы и снаряды. У Константиновского равелина лежало на борту полузатопленное судно "Львов". В бухте Казачья лежали на грунте полузатопленная плавучая батарея, получившая известность под именем "Не тронь меня" и ранее поднятые со дна бухты Южная и переведенный в Казачью две части теплохода "Грузия", груженые боезапасом. Вдоль побережья от Севастополя до мыса Херсонес и далее до мыса Фиолент лежали на грунте десятки затопленных катеров, барж, небольших судов и немецких быстроходных барж (БДБ). В море, на маршруте перехода от Севастополя до Румынских портов, на глубинах от 20 до 120 метров, также находилось несколько затонувших кораблей и подводных лодок. Помимо решения задач по поиску, подъему и уничтожению мин рейдовые водолазные катера, на которых мне приходилось служить, привлекались к судоподъемным работам. Так в 1952 году "ВРД-56" был включен в судоподъемную группу капитан-лейтенанта А. Свистунова, занимающуюся подъемом плавучей батареи в бухте Казачья. В это время катером командовал сверхсрочник старшина 1 статьи А.А. Статива, а водолазами были старшины 2 статьи Азаров, Макарченко и матросы Захаров и Татаренко, мотористами матрос Борисов и я. На катер установили гидромонитор, грунтосос, электросварочный агрегат. Командование поставило задачу в период с начала апреля и до 15 мая корпус плавучей батареи герметизировать, откачать воду, поставить батарею на плав и передать спасательному буксирному судну. Работа с любимым и уважаемым командиром шла дружно. Произвели тщательное водолазное обследование корпуса плавучей батареи и установили места всех подводных пробоин и нанесли на чертежи. Сделали промер глубин по маршруту буксировки батареи после подъема. По четырем сторонам батареи на расстоянии примерно 50 метров установили адмиралтейские якоря. От них на борта батареи шли троса, которые были заведены на четыре ручные десятитонные лебедки. На пробоины ставили цементные ящики, раствор готовили здесь же на палубе, для приготовления которого использовали песок намытый здесь же в бухте. Заделав таким образом все обнаруженные пробоины, обтянули троса и приступили к откачке воды из отсеков плавучей батареи мотонасосами. Мой маленький "ВРД-56" завел буксирный трос на борт батареи и начал делать рывки в сторону моря (ну точно "Слон и Моська"). К нашему изумлению, примерно через четыре часа откачки воды, плавучая батарея пошла, очень, очень медленно, но пошла. Отдали троса, удерживающие объект на месте и срочно запросили буксиры, а когда они подошли, батарея уже стояла на чистой воде и эту громадину удерживал один наш крохотный "ВРД-56", но погода стояла штилевая и все обошлось… Эту судоподъемную работу экипаж нашего катера выполнил самостоятельно в срок менее одного месяца и впервые денежную премию получил весь экипаж включая мотористов и матросов.

сарычев: Говорят, при проходе батареи мимо кораблей, ее узнавали и салютовали гудками. Может, конечно. легенда

Zmey: изображение попало ко мне без инфо, но, по-моему, это то, о чем тема? а еще про неё было в советской книжке моего детства "Конструкторы надводных кораблей"

Steve: Zmey пишет: это то, о чем тема? Безусловно художник изобразил именно плавбатарею №3. Интересный рисунок и на нём виден ряд деталей, которые на снимках отсутствуют. Точнее незаметны. Интересно откуда он их взял? Само изображение весьма профессиональное, но несколько искажены пропорции. И камуфляж был несколько иным - волнообразные серо-голубые полосы. Спасибо. Интересный рисунок.

VAS63: Викинг пишет: - 19 июня 1942г. в ходе налёта на АЭР Херсонес расчётом 37мм. ЗА сбит Ю-88. Падение в море в 10 кб от ПлБтр. Дополню: В 20.20 19 июня 1942г. два Ю-88 атаковали Плавбатарею № 3. В результате прямого попаданию в батарею убито 28, в том числе командир батареи капитан-лейтенант Мошенский, ранено 41 человек, в том числе комиссар батареи батальонный комиссар Середа. Выведено из строя 2 орудия К-34 76-мм, 1 автомат 37-мм, 1 пулемет ДШК, 2 дальномера и 2 прожектора. Кстати на 19.06.1942 донесений о сбитых самолетах нет.

VAS63: Steve пишет: Это плавучая зенитная батарея №3 «Не тронь меня». 3 августа 1941 года плавбатарея № 3 вступила в боевой состав флота. Имеется приказ Командующего ЧФ № 0397 от 9.08.1941 г. "О подъеме Военно-Морского Флага Союза ССР на Плав-батарее № 3 (так в тексте) с зачислением ее в состав Охраны Водного Района ГВМБ ЧФ". В котором, в частности, записано: "Плавбатарея № 3 закончила установку вооружения и оборудования и вступает в строй боевых средств Черноморского флота"

сарычев: VAS63 пишет: Кстати на 19.06.1942 донесений о сбитых самолетах нет. Так у них к этому моменту и боезапаса практически не было - иначе бы они расстрел не допустили. Оставшихся в живых потом сняли - и на сухопутье.

Викинг: Гвозди бы делать из этих людей: Крепче бы не было в мире гвоздей...

DOCTOR: достаточно редкий снимок - нач штаба ОВР к2р Морозов на фото батареи

DOCTOR: он же сидит на разоруженной мине



полная версия страницы