Форум » ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА. «ЖЕЛЕЗО», ЛИЧНОСТИ, ДИСКУССИИ. » Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ (продолжение) » Ответить

Подвиг много выше Варяжского. Памяти крейсера РЮРИКЪ (продолжение)

Боярин: В эти дни 110 лет назад состоялось сражение, навсегда обезсмертившее имя РЮРИКЪ. Наместник ЕИВ адмирал Е.И.Алексеев по справедливости назвал подвиг «Рюрика» «много выше Варяжского». Казалось, совсем недавно мы встречали его 90-летие, 100-летие, и вот теперь – 1 августа (14 августа – н.ст.), – исполнилось 110 лет героической гибели крейсера «Рюрикъ».

Ответов - 113, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Боярин: В бухте Золотой Рог слева направо: ПАМЯТЬ АЗОВА под флагом контр-адмирала Ф.В.Дубасова, АДМИРАЛЪ КОРНИЛОВЪ, РЮРИКЪ. 1898 г. Из фотоальбома профессора Жюля Легра. Галлика

Боярин: Герой боя 1 августа Иван Осипович Фёдоров (Федорович, Федоровичев) родился 21 сентября 1880 г. в Московской губернии, Хорошёвской волости селе Павшине. Иван, по рассказам односельчан, отличался немалым ростом и крепким телосложением, любил участвовать в кулачных боях. В Павшине, когда шли «стенка на стенку» местные мужики с мякининскими, всегда был в числе первых заводил. В 1902 году призван на действительную флотскую службу, на «Рюрик» он пришёл 1 июля 1902 г. Будучи фабричным и грамотным, прошёл обучение на подручного минёра. 1 января 1903 г. Иван Фёдоров произведён в матросы 1 статьи. В бою 1 августа 1904 г. несмотря на ранения, не покидал своего места на дальномерной станции, пока эта станция и микрометр Люжоля не были уничтожены неприятельскими снарядами. Ранен под правую ключицу, в область ниже левой ушной раковины и мечевидного отростка. Контужен в голову. Далее японский плен и выход в запас.

Боярин: В Первую Мировую Ивана Фёдорова вновь призвали на флот. Революцию он встретил в Кронштадте, участвовал во взятии Зимнего дворца. Под Царским Селом, уже в Гражданскую войну, был ранен в плечо, лечился в госпитале. Все же ему удалось уцелеть в трёх войнах и вернуться в родное Павшино. Однако в голодном 1919 году ему пришлось отправиться за хлебом в чужие края, там Иван Осипович заболел брюшным тифом и умер. Его жена Агафья Фёдоровна Лисина, оставшуюся жизнь прожила вдовой, вырастила трёх сыновей. В 30-е годы вступила в колхоз, была звеньевой полеводческой бригады. Её уважали и любили, а за весёлый, неунывающий характер прозвали Огонёк.


Боярин: Появилась возможность опубликовать скан репродукции. Итак, слева направо: СЕВАСТОПОЛЬ, РЮРИКЪ, ПЕРЕСВѢТЪ, РЕТВИЗАНЪ, броненосец типа ПОЛТАВА, ГРОМОБОЙ, РОССIЯ, ПОБѢДА http://kreiser.unoforum.pro/?1-1-0-00000046-000-30-0

Боярин: Курянин Алексей Валериевич Панищев посвятил РЮРИКУ своё стихотворение Памяти экипажа крейсера «Рюрик» Отряд крейсеров российского флота Покинул родимую бухту свою, Разбить супостата – какая забота – И выиграть с Японией эту войну. Три крейсера было, один из них старый, Едва нужный ход сохраняет в строю. Но что есть железо? - коль экипаж храбрый, Без страха идёт он к воде и к огню. Все судна прекрасны на пенистом море, Высоки борта, много пищи, угля, Уверенно ходят на водном просторе, Но лишь не хватает брони и огня. Они досаждали японцам поганым, Топили их судна у их берегов, Но наше начальство было бездарным – Пустило суда прямо в лапы врагов. Вот встреча свершилась: японцев эскадра Сильна, велика против русской стоит, Но русские знают, что мёртвым нет срама, А значит, свеча экипажам горит. И крейсеры встали стеной нерушимой, Уже и «Идзумо» с кормы весь горит, Не ждали японцы, что встретятся с силой, Которую русское сердце хранит. Однако же много японских снарядов, И мало навстречу от русских летит, Сознание смерти читаем во взглядах, Которые видят, как «Рюрик» горит. Горит, всё пылает – надстройки, шлюпбалки, Горит всё, что может дать пищу огню, Разбиты орудия, их казематы, И каждый моряк понимает: горю. Обуглены трупы в зияющих дырах, С бортов и на палубах смотрят застыв, Как русский корабль всё находится в силах, Чтоб бить по врагу и идти на прорыв. Но старый корабль уж не держит ход нужный, Разбита и рубка стальная на нём, Лишь бьётся с врагом экипаж русский дружный, Решивший: под флагом российским умрём. Прощайте, родные, до встречи в том свете, Куда мы отсюда так быстро уйдём, Прощай же, Россия родная, навеки, Хоть скоро охвачена будешь огнём. Не будем мы видеть паденье Артура – Твердыни российской в китайской земле – И то, как сдадут побережье Амура Китайцам, а, в общем, – в угоду себе. Корабль, весь избитый, японцам не сдался, Кингстоны открыли матросы на нём. Флаг русский, прибитый к древку, развевался, Как символ бесстрашия перед мечом. Октябрь 2010 года https://poembook.ru/poem/108458

Боярин: В ЦВММ наконец-то выставлена отреставрированная модель крейсера РЮРИКЪ. Об этой модели, сделанной в масштабе 1:48, в ЦВММ до меня дошёл рассказ, что в 70-е её возил во Владивосток на выставку А.Л.Ларионов и вернувшись оттуда, она оказалась разбитой сильнее, чем сам РЮРИКЪ перед гибелью Но впоследствии оказалось, что это ещё не гибель модели, гибель ей придётся пережить в связи с горе-реставрацией.

Боярин: Конечно, в таком виде мне модель не показали, типа там смотреть не на что. Потом последовала "реставрация" à la Хлыстунов, с творческим подходом к созданию и месторасположению недостающих и сохранившихся подлинных деталей, а равно и к материалам и цветовому решению. Подробнее об этом: http://forums.airbase.ru/2007/04/t54763_3--zadajte-vopros-garmashevu-a-a.html#p1153758 http://forums.airbase.ru/2007/05/t55400--krejser-1-ranga-ryurik-iz-khranilischa-tsvmm-1-50.html#p1173954 http://politprosvet.forum24.ru/?1-13-0-00000037-000-0-0

Боярин: Только после обращения заведующей отдела фондов Н.В.Шишковой о консультативной помощи я наконец-то увидел модель. Палуба местами (на спонсонах) выпучилась, в носу отстала – не приклеена. Название РЮРИКЪ – оракал металлик, по полукругу. Цветная бумажка налеплена, мол изображает окрашенную поверхность у трапа. Вместо элеваторов – световой люк, а дефлекторов между машинными люками нет. Запасные лопасти у бизань-мачты. Зубочистки вместо якорей. А 8-дюйм. пушка совершении не по чертежу, - больше похожа на 45-калиберную. Такое впечатление, что люди никогда ничего руками не делали. На фото РЮРИКЪ вернулся в ЦВММ на реставрацию «реставрации».

Боярин: Боярин пишет: рассказ, что в 70-е её возил во Владивосток на выставку А.Л.Ларионов и вернувшись оттуда, она оказалась разбитой Рассказ рассказом и останется, с известной долей правды. В «Каталоге моделей ЦВММ», изданном в 1960 г., в музее ни одной модели РЮРИКА не значится ! Происхождение несчастной модели – фонды музея ТОФ (Владивосток), откуда её, в расчёте на реставрацию, и привёз в 70-е гг. уважаемый Андрей Леонидович. А если уж быть совсем точным, то на 1960 г. в ЦВММ хранилась единственная модель, имеющая отношение к РЮРИКУ:

Боярин: Современный РЮРИКЪ хорош, слов нет, но это уже не проект 1892 г., каким он должен быть по идее реставрации.

Боярин: Боярин пишет: она оказалась разбитой сильнее, чем сам РЮРИКЪ перед гибелью Сделав шаг в сторону. Отправка во Владивосток вовсе не означает, что модель обречена на уничтожение, её вполне могут разбить и в родном городе. Вот рядом с убитым РЮРИКОМ мы видим убитую модель первоначального проекта МИНИНА, изготовленную модельной мастерской в 1868 г. в масштабе 1:24. Судя по среднему фото, модель вполне себе благополучно долгое время находилась в экспозиции Морского Музея в приемлемом состоянии, во Владивосток не посылалась и тем не менее оказалась разбитой. Впрочем, как мы в дальнейшем увидим, это ещё не самый худший вариант.

Боярин: Другая известная по сохранившимся до наших дней фотографиям модель крейсера РЮРИКЪ это модель из Музея Морского кадетского корпуса. Сделанная в масштабе 1:24 она достигала в длину 5,4 метра. Она представляла собой вид крейсера на 1895 г. Фото из альбома В.М. Федоровского Фото с негатива В.А. Белли Музей Морского кадетского корпуса закончил своё существование в 1919 г. В течение следующего двадцатилетия избавлялись от экспонатов – пережитков царского режима, а в 1938 г. у бывшего Музея отняли и помещения. http://www.citywalls.ru/photo150145.html

Боярин: Боярин пишет: Современный РЮРИКЪ хорош РЮРИКЪ безспорно жемчужина выставки "Архитектура корабля". Нам вдвойне приятно, что открывал выставку и представлял модель РЮРИКА контр-адмирал Кирилл Алексеевич Тулин. А его слова, что "Любой отправляющийся в плавание корабль, не только представляет собой частицу своей страны, но и олицетворяет её. Поэтому во все века создатели кораблей стремились к тому, чтобы внешний вид кораблей внушал гордость за державу и вызывал уважение", созвучны словам Императора Николая II: "РЮРИКЪ поражает своими размерами и радует русскую душу сознанием, что это самый большой крейсер в мире!". http://www.navalmuseum.ru/news?id=879

Боярин: Боярин пишет: В течение следующего двадцатилетия избавлялись от экспонатов – пережитков царского режима В 1926 году РЮРИКЪ ещё оставался на своём месте, можно предположить, что модель репрессировали в годы Большой чистки, 1937-1938 Записки адмирала В.И.Платонова

Боярин: Боярин пишет: Другая известная по сохранившимся до наших дней фотографиям модель Участие ПАМЯТИ АЗОВА в мятеже 1906 г. не спасло его модель в масштабе 1:48 от пропажи без вести во время Большой чистки 1937-38 гг. Теперь в ЦВММ самая лучшая модель всего лишь демонстрационная в масштабе 1-96, изготовленная для Нижегородской выставки



полная версия страницы