Форум » ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА. «ЖЕЛЕЗО», ЛИЧНОСТИ, ДИСКУССИИ. » Крейсера типа БОГАТЫРЬ. Вопросы, предположения, ответы. » Ответить

Крейсера типа БОГАТЫРЬ. Вопросы, предположения, ответы.

Steve: Крейсера типа БОГАТЫРЬ. Вопросы, предположения, ответы. В Фотоархиве: Богатырь (1902-1922) Олегъ (1904-1919) Кагулъ (до 1907 и с 1917 гг. - Очаковъ, с 1919 г. - Генералъ Корниловъ)(1909-1924) Память Меркурія (до 1907 г. - Кагулъ, с 1922 г. - Коминтерн) (1908-1942)

Ответов - 172, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

Antoine: Вованыч_1977 пишет: по "богатырям" у нас вышло как минимум 5 выпусков ("Олег", статья про "Коминтерн" - в МорКампе, 2 части "Богатырской рати" - в МорКоле, "Богатырь" -в "Библиотечке Гангута") Полагаю, в данной теме может пригодиться: - Мельников Р. М. Крейсер «Богатырь» (Корабли отечества 7) - 12,8 Мб http://rusfolder.com/8189453 - Мельников Р.М. Крейсер «Богатырь» (Стапель) - 63.6+62.7 Мб http://depositfiles.com/files/w32atm6c0 http://depositfiles.com/files/r1zqd6h5h - Хромов В. В. Крейсер "Олег" (Морская коллекция 1 2006) - 5,48 Мб http://depositfiles.com/files/mayzfgurx - Мельников Р. М. Крейсер "Очаков" - 5,27 Мб http://depositfiles.com/files/j7fe3igxw - Заблоцкий В. П. Вся богатырская рать. (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» часть 1). [Морская Коллекция Доп. выпуск 3 2010] - 61,6 Мб http://depositfiles.com/files/ytyofki3d - Заблоцкий В. П. Вся богатырская рать. (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» часть 2). [Морская Коллекция Доп. выпуск 1 2011] - 62 Мб http://depositfiles.com/files/a69ouykth

Вованыч_1977: Репост с Цусимских форумов касательно различий между кораблями серии Богатырь (Vulkan StettinerMaschinenbau AG, Штеттин) - 9.12.1899/17.1.1901/7.8.1902 Главные размерения - 132 х 16,6 х 6,8 м Изначально отличался от систершипов расположением иллюминаторов в носовой части на разных уровнях (этакая "ступенька") Кроме того, боевая рубка в плане имела форму эллипса, а крылья носового мостика шли перпендикулярно к ДП спереди. По возвращению на БФ (весна-лето 1906 г.) – были сняты противоторпедные сети, а в 1914 г. – избыточный рангоут с грот-мачты (остались только гафель и стеньги для крепления радиоантенн). В ноябре-декабре 1914 г. на главной палубе (между полубаком и полуютом) установили минные рельсы, съёмные бортовые скаты и узлы походного крепления мин. В 1915 г. в дополнение к основному вооружению (12 152-мм орудий) получил ещё 6 130-мм "обуховок". В начале 1916 г. (первым из систершипов) полностью перевооружён на 130-мм артиллерию (в башнях 130-мм орудия установили на старые станки при помощи переходных муфт) – всего стало 16 130-мм орудий. При этом демонтировалась вся прежняя 152-мм и 75-мм артиллерия, а также носовой ТА (но само "утолщение" осталось). [в статье С.Е. Виноградова для "Богатыря" по состоянию на 1 мая 1917 г. указано в составе вооружения 4 75-мм "перевёртыша"; соответственно вопрос - когда были установлены (после перевооружения на 130-мм артиллерию?) и где стояли?] С мая 1918 г. находился на хранении в Кронштадтском порту, при этом крейсер постепенно разоружали – к примеру, сняли всю палубную 130-мм артиллерию (8 орудий отправили для вооружения кораблей Волжской флотилии, 4 орудия – для вооружения Северо-Двинской). Оставшиеся 4 башенных 130-мм орудия (с переходными муфтами), приборы управления огнём, а также цилиндры и детали главных машин пошли на восстановление крейсера Коминтерн (быв. Память Меркурия). В конце 1922 г. Богатырь увели на разборку в Германию. Марки, которые нёс Богатырь в разное время: октябрь 1912 - август 1914 гг. август 1914 - февраль 1915 гг. с марта 1915 г. (после реорганизации и перевода крейсера в состав 1-ой бригады)

Вованыч_1977: Олег (Новое адмиралтейство, СПб) - 6.7.1902/14.8.1903/12.10.1904 Главные размерения - 134,2 [по другим данным - 134,1] х 16,6 х 6,9 м Олег, 1905 г. (графика С. Балакина) Олег, 1914 г. (графика С. Балакина) Строился по чертежам Богатыря, но с учётом "русской специфики". Изначально отличался увеличенной длиной [в каком районе делались "вставки" – ?], формой боевой рубки (с прямыми носовой и кормовой стенками и правильной круглой формы боковыми; кроме того, размеры самой рубки были увеличены), наблюдательной "бочки" на фок-мачте, отсутствием надводных ТА, размещением динамо-машин в двух (а не в одном) помещениях. Крылья носового мостика были скошены в сторону кормы. Кроме того, вместо четырех (на Богатыре) забронировали все двенадцать элеваторов подачи снарядов. Во время ремонта 1906-1908 гг. до 8 сократилось число 75-мм орудий (из-за ликвидации верхних мостиков), были сняты противоторпедные сети, переделана крыша боевой рубки (ликвидирован свес и уменьшены прорези), убраны верхние мостики (прожектора с них перенесли на уровень палубы надстроек), среднюю площадку (вместе с прожекторами), дальномеры получили конструктивную защиту в виде лёгких рубок. Для облегчения носовой части прежнюю фок-мачту заменили укороченной (наблюдательную "бочку" перенесли на грот-мачту). Правда, проносил её крейсер недолго – до следующего ремонта 1910-11 гг., когда вновь обратились к проверенной временем конструкции: вернули старую фок-мачту (на которую перенесли и наблюдательную "бочку" с грот-мачты) и восстановили верхний мостик. В ноябре-декабре 1914 г. аналогично Богатырю на главной палубе (между полубаком и полуютом) были установлены минные рельсы, съёмные бортовые скаты и узлы походного крепления мин. В июне 1915 г. снята вся 75-мм артиллерия, на главной палубе установлены 6 130-мм орудий (получены из Николаева, предназначались для строившихся черноморских дредноутов), были срезаны крылья кормовой надстройки. На оставшейся (до полного перевооружения на новые 130-мм орудия) 152-мм артиллерии заменили стволы. [на этот период в составе вооружения фигурируют 2 47-мм салютные пушки, но когда их установили – ?]. Т.о., корабль оказался единственным из систершипов, имевших на вооружении до конца 1915 г. орудия двух калибров – 152-мм и 130-мм. В январе-марте 1916 г., наконец, заменили всю 152-мм артиллерию (демонтированные орудия передавались на Баян, Адмирал Макаров и др. корабли) так, как это сделали ранее на Богатыре [с этого момента в составе вооружения появляется 75-мм зенитка, но что был за тип ("перевёртыш" или "на станке ПМЗ") и где именно устанавливалась – ?]. Позже срезали "наплыв" на форштевне под изначально упразднённый носовой ТА. [в статье С.Е. Виноградова для "Олега" по состоянию на 1 мая 1917 г. указано в составе вооружения 2 76-мм "аэропушки Лендера"; скорее всего, стояли на крышах кормовых казематов (?)] 18 июня 1919 г. у Толбухина маяка потоплен британским ТКА СМВ-4. Марки, которые нёс Олег в разное время: октябрь 1912 - август 1914 гг. август 1914 - февраль 1915 гг. с марта 1915 г. (после реорганизации и перевода крейсера в состав 1-ой бригады)


Вованыч_1977: Черноморские корабли отличались от балтийских собратьев "чистой" (без утолщения для ТА) формой форштевня, изначальным отсутствием противоторпедных сетей и дефлекторами грибовидной формы (последнее - только на Памяти Меркурия). Очаков (с 25.3.1907 г. - Кагул, с 18.6.1919 г. - Генерал Корнилов) (Лазаревское адмиралтейство, Севастополь) - 13.8.1901/21.9.1902/10.6.1909 Главные размерения 134 х 16,6 х 6,8 м Кагул (быв. Очаков), 1917-18 гг. (на марки внимания не обращать :) ) В марте-апреле 1915 г. сняты 8 75-мм орудий и дополнительно установлены 4 152-мм орудия (стало 16 152-мм ор.), как это было сделано ранее на Памяти Меркурия. Изменили расположение кормового прожектора, установив его на площадку с тыльной стороны грот-мачты, заодно убрав кормовой мостик и рубку. После капремонта и перевооружения (сентябрь 1916 – конец 1917 г.) главный калибр крейсера состоял из 14 130-мм орудий: 8 палубных, 4 – казематных и 2 – в диаметрали (причём, 4 палубных кормовых плутонга и кормовое орудие, в отличие от остальных, были без щитов; прежняя 152-мм артиллерия была отправлена на Дунай). На крышах кормовых казематов установили 2 75-мм ор. [тип - ? возможно, т.н. "перевёртыши"], а на юте в диаметральной плоскости (один за другим) – 2 40-мм "пом-пома" [как минимум, в 1920 г. на их местах наблюдаются 63-мм "пистолеты" плюс в это же время в корме хорошо просматривается 75-мм ор. пр-ва ПМЗ]. Весной 1920 г. были сняты 2 130-мм палубных орудия для установки на бронепоезда. 1.11.1920 г. - вышел из Севастополя в район Феодосии, где 4.11.1920 г. взял курс на Константинополь. 14.12.1920 г. вышел из Константинополя в Бизерту, где 29.12.1920 г. был интернирован французскими властями. Несколько лет попросту ржавел. В 1929 г. продан на разборку частной фирме инженера А.П. Клягина, а в 1933 г. там же, в Бизерте, разобран на металл. Марки, которые нёс крейсер в разное время: Кагул (быв. Очаков), 1912 - апрель 1914 гг. С апреля 1914 по 1917 гг. марок крейсер не нёс Кагул (быв. Очаков), с мая 1917 г. (непродолжительное время)

Вованыч_1977: Кагул (с 25.3.1907 г. - Память Меркурия, с 23.10 по 12.1918 г. - Гетман Иван Мазепа, далее - снова Память Меркурия, с 31.12.1922 г. - Коминтерн) (Николаевское адмиралтейство, Николаев) - 14.3.1901/20.5.1903/7.1908 Главные размерения - 134,16 х 16,6 х 6,8 м Коминтерн (после перевооружения), 1932 г. (графика С. Балакина) Коминтерн, 1941 г. (графика С. Балакина) Коминтерн, 1942 г. (графика С. Балакина) Внешне отличался от собратьев грибовидными дефлекторами меньшей высоты. В октябре 1913 - апреле 1917 гг. (капремонт с модернизацией) вместо снятых 10 75-мм орудий дополнительно установлены ещё 4 152-мм ор. (всего их стало 16) и 75-мм зенитки [скорее всего "перевёртыши"; место расположения - ? как вариант - на крыше кормовых казематов]. В 1916 г. установлены 2 76-мм "аэропушки Лендера" [на месте снятых 75-мм зениток или в дополнение к ним - ?]. Планировался к перевооружению на 130-мм артиллерию (аналогично Кагулу), но своевременно сделать этого не успели, и к 1917-18 гг. был единственным из систершипов, кто ещё нёс 152-мм артиллерию. В конце марта 1918 г. сдан в Севастопольский порт на хранение. Успел побывать и у немцев, и у англичан. Последние, не имея возможности увести крейсер, при уходе подорвали цилиндры паровых машин. осмотревшая в конце 1920 г. комиссия отмечала отсутствие большей части орудий и приборов управления огнём (их снимали и передавали на КЛ и бронепоезда), требовалась замена трубок в котлах, вода затопила днищевые отсеки и пр. В общем, состояние корабля было весьма плачевным. Тем не менее было принято решение о его восстановлении, и в марте 1921 г. его на буксире перетащили к стенке Севморзавода, после чего начались предварительные работы. Оставаясь в ремонте, фактически стал выполнять функции флагмана возрождавшегося ЧФ. В мае 1922 г. было принято решение вводить крейсер в строй даже с неоконченными работами по механической части, а в конце июня 1922 г. на заседании Окружного комитета РКП (б) - ускорить ремонт и восстановление кораблей. Вскоре для корабля нашлись и "доноры": планирующиеся к списанию балтийский систершип Богатырь (с него для крейсера были демонтированы 8 цилиндров с арматурой и 4 130-мм орудия с переходными муфтами, стоявшие в башнях) и черноморские линкоры (быв. броненосцы) Иоанн Златоуст и Евстафий (арматура и трубопроводы). В феврале 1923 г. началась установка артиллерии. Коминтерн (такое название крейсер стал нести с 31.12.1922 г.) получил 16 130-мм орудий (4 "богатырские" в башнях + 12 орудий в казематах и палубных установках – 6 из них "подарила" поднятая Императрица Мария, а ещё 6 демонтировали с разоружённых и переданных в народное хозяйство быв. КЛ Азовской флотилии), 3 76-мм "аэропушки Лендера (2 на крышах башен и одна в корме), 2 47-мм ор. Гочкиса и 4 (по другим данным – 2) 7,62-мм пулемёта "максим" (в основном, для вооружения корабельных катеров). На главную палубу корабль мог принять до 200 мин (обр.1908 и обр.1912 гг.), которые ставились через кормовые лацпорты. Были, наконец, демонтированы остававшиеся 2 ТА. Изменили также и расположение кормового прожектора, установив его на площадку с тыльной стороны грот-мачты (так, как это было сделано в 1915 г. на Кагуле), упразднив кормовой мостик и рубку. Испытания были успешно завершены в конце июня 1923 г. В ходе учений 1926 г. крейсер использовался для доставки двух ТКА (быв. британские 40-футовые СМВ), а также иногда принимал на борт и гидросамолёт [количество и тип - ?]. В мае 1930 – сентябре 1931 гг. на Севморзаводе крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию. Были демонтированы котлы из первого котельного отделения (но сама труба осталась), в освободившихся помещениях разместили учебные классы. Демонтировали башни, на месте которых установили 130-мм АУ в палубных установках со щитами, 4 орудия в казематах сохранили, а вместо 4-х ор. с каждого борта на шкафуте оставили только по одному (вместо отсутствующих орудий установили 4 75-мм АУ на станке Меллера). Т.о., главный калибр крейсера стал состоять из 8 130-мм ор. Быв. "башенные" "лендеровки" переместили на крыши кормовых казематов (побортно перед кормовой 130-мм установкой), сохранили и 47-мм ор. Гочкиса (более того, они оставались на борту крейсера вплоть до самой его гибели). К довольно пёстрому составу вооружения добавились не совсем удачные новинки отечественного оборонпрома – 2 37-мм автомата обр.1928/30 гг., созданных на основе немецких образцов. Однако из-за крайней ненадёжности в середине 30-х гг. эти установки были сняты и отправлены на металлолом. Вместо них были установлены 2 37-мм автомата "виккерс" [когда именно - ? но в 1941 г. они точно были]. В начале 1941 г. в ходе очередного текущего ремонта радикально изменился внешний вид корабля. Наконец-то демонтировали носовую дымовую трубу (долгое время выполнявшую сугубо декоративную роль), отремонтировали оборудование для минных постановок (теперь крейсер мог принимать более совершенные мины обр.1926 г. – в количестве 160 шт., либо брать 120 мин КБ-3). На мостике дополнительно установили 3 45-мм АУ 21-К. полное водоизмещение возросло до 7838 т, скорость упала до 13-14 уз. В таком виде Коминтерн и встретил войну. 20 апреля 1942 г. при налёте немецкой авиации на Новороссийск были повреждены 2 76-мм ор. Лендера корабля, имелись и другие повреждения. С 22 апреля по 8 мая 1942 г. в Батуми крейсер проходит ремонт аварийных повреждений, в ходе которого усиливается зенитное вооружение корабля: дополнительно устанавливают 4 12,7-мм пулемёта ДШК и 3 25-мм автомата на "армейских" станках (2 из них – на месте демонтированных 37-мм автоматов "виккерс"). Позже один 25-мм автомат заменили пятым ДШК. 7,62-мм пулемёты "максим" снимались, а 76-мм "лендеровки" заменялись на такое же количество более совершенных АУ 34-К. Впоследствии, после получения крейсером многочисленных повреждений от ударов вражеской авиации, 14 августа 1942 г. принимается решение о разоружении «Коминтерна» и передаче его вооружения Туапсинской ВМБ для усиления сухопутной обороны. 18 августа с крейсера демонтируют и снимают всё вооружение (к утру 19-го на борту не осталось ни единого (!) ствола): 8 130-мм ор. (из них были сформированы 4 двухорудийные береговые батареи (ББ) – №№ 743, 744, 746, 747) 3 76-мм ор. (1 трёхорудийная ББ – № 173) 3 45-мм ор. (1 трёхорудийная ББ, числившаяся противотанковой, – № 770) 2 25-мм автомата 5 12,7-мм пул. ДШК 3-м дальномер Марки, которые нёс крейсер в разное время: С 1912 по май 1914 гг. крейсер марок не нёс Память Меркурия (быв. Кагул), май 1914 - май 1917 гг. Память Меркурия (быв. Кагул), с мая 1917 г.

Zmey: Поскольку стоит задача выявления внешних (для уверенного опознавания крейсеров на фото и схемах) а не конструктивных отличий, то для Вас, как для человека работающего в графических редакторах, м.б. стоило бы начать с коллажей в стиле ув. Боярина? Например, начать с фотографий Богатыря разных лет службы. Монтируются друг под другом. И анализируются. В итоге получаем изменение/появление/исчезновение надстроек, мостиков, мачт и тэпэ Разобрав подобным образом все четыре корабля "персонально", уже легче крейсера сравнить между собой внутри серий (балтийской и черноморской), а затем и обе серии между собой. И уже потом погружаться в перевооружения, различия щитов на пушках и пр. Все вышеизложенное - имхо, есессно, которое я Вам не навязываю. Вованыч_1977 пишет: Кагул (быв. Очаков), 1912 - апрель 1914 гг. По марке Кагула на средней трубе и её отличии от марки ПМ на всё той же средней трубе ведь уже есть на предыдущей странице

Вованыч_1977: Zmey пишет: м.б. стоило бы начать с коллажей в стиле ув. Боярина Что хотел сказать - выше уже сказал (с) Zmey пишет: начать с фотографий Богатыря разных лет службы. Монтируются друг под другом. И анализируются. В итоге получаем изменение/появление/исчезновение надстроек, мостиков, мачт и тэпэ Не являюсь большим поклонником фотоколлажей, мне больше по душе графическое сопровождение. Правда, сам до этого "подвига" вряд ли в ближайшее время сподвигнусь. Ну. только если на пенсии. Zmey пишет: легче крейсера сравнить между собой внутри серий (балтийской и черноморской), а затем и обе серии между собой. Они и так довольно просто отличаются между собой: балтийцы - с "наплывом", черноморкие изначально без (плюс ПМ/К - сразу же с грибовидными дефлекторами). Нюансы ещё стОит рассмотреть. Тем более, что на мои вопросы касательно уже вышеизложенного (в квадратных скобках) ещё никто не ответил. Zmey пишет: По марке Кагула на средней трубе и её отличии от марки ПМ на всё той же средней трубе ведь уже есть на предыдущей странице Напомните - к чему в конечном итоге пришли?

ПМ: Вованыч_1977 пишет: В 1916 г. установлены 2 76-мм "аэропушки Лендера" [на месте снятых 75-мм зениток или в дополнение к ним - ?]. Тухляк в стиле лапшина-заблоцкого. Где-то в конце 1916 на ПМ еще было 2-75. Командир крейсера, что видел, то и написал.

Вованыч_1977: ПМ пишет: Тухляк Увы, почитав/послушав ув.Zmey и высказывания др. форумчан - стал приходить к схожему мнению... ПМ пишет: в конце 1916 на ПМ еще было 2-75 Спасибо за информацию. А известно, что это был за тип и где эти орудия стояли?

009: А кто "придумал", что КР несли чёрные марки ?!

Zmey: ПМ пишет: Тухляк в стиле лапшина-заблоцкого. А чего все хотят от филателиста, если у него балтийские волны гордо пенит эскадренный миноносец Закавказец. Ссылку дать - или на слово поверите? 009 пишет: А кто "придумал", что КР несли чёрные марки ?! +1 А давайте (пока без приказов и циркуляров ;) проведем расследование С кого начнем? С авторов дореволюционных открыток? Мне лично нравится вот эта - я её видел с тремя разными вариантами марок (два из которых - в цвете)

Вованыч_1977: 009 пишет: А кто "придумал", что КР несли чёрные марки ?! Лично я это узнал из "двухтомника" "Богатырской рати"

009: В начале 20 века возникла практика нанесения отличительных марок на дымовые трубы для удобства управлением тактическим соединением, которое осуществлялось визуально. Конкретные места размещения марок по высоте труб и их количество определялись для каждого корабля в зависимости от его штатного места в походном строю своего соединения. Черная марка на серой трубе .... просто не имеет смысла.. (если только дымовые трубы не белые).

Zmey: 009 пишет: В начале 20 века Конкретно по кораблям ЧФ - емнип весна 1906 в зависимости от его штатного места в походном строю своего соединения Не всегда - как пример см. эмэм З и Ж если только дымовые трубы не белые на этом и паре других форумов можно без особых усилий найти еще десяток фото.

009: Zmey пишет: Конкретно по кораблям ЧФ - емнип весна 1906 Конкретно по ЧФ первые марки (на мин-цах) появились в 1890-х годах (правда в виде треугольников, квадратов..) Zmey пишет: Не всегда - как пример см. эмэм З и Ж Всегда... начиная с 1906 г.



полная версия страницы