Форум » ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА. «ЖЕЛЕЗО», ЛИЧНОСТИ, ДИСКУССИИ. » СТАЛИНГРАД. Недостроенный тяжёлый крейсер. История буксировки из Николаева в Севастополь. » Ответить

СТАЛИНГРАД. Недостроенный тяжёлый крейсер. История буксировки из Николаева в Севастополь.

Steve: Пускай Волк меня простит, но этот его пост я перенёс сюда из фотоархива. Спасибо за интересные сведения, да ещё так проиллюстрированные. i]Когда-то открывал эту тему на Цусиме... Она там со временем "затерялась", решил возродить её здесь, на "Крейсере"... В мае 1955г. Из Николаева в Севастополь с целю обеспечения испытательных стрельб ракетами КСС с переоборудованного по пр.67ЭП крейсера «Адмирал Нахимов» было решено перевести цитадель снятого со строительства тяжелого крейсера пр.82 «Сталинград». Руководил переходом капитан 1 ранга П.А. Керенский в период ВОВ командовавший СКР «Шквал» и «Шторм», а после войны и до 1949г. ЭМ «Лихой»(бывш. румынский). В 1949г. в разгар борьбы с космополитизмом из-за 5-й графы этот боевой офицер, всю войну проведший в плавсоставе, был списан во вспомогательный флот. Службу закончил начальником начальником УВСГ (Управление вспомогательного флота) ЧФ, в звании капитана 1 ранга. Воспоминания написаны им в 1993г. Вот их фрагмент о буксировке цитадели ТКР пр.82 «Сталинград». А я проиллюстрирую их фотографиями описываемых событий. « В 1955г. Одной из крупных работ по службе был перевод отсека «Сталинград» из Николаева в Севастополь. Эта операция осуществлялась тремя буксирами. Дело было в мае, поэтому все надеялись на хорошую погоду, да и прогноз был хороший. Переход по Днепровскому лиману прошел благополучно, а это самый сложный участок нашего пути. Но в районе мыса Тарханкут погода начала портиться, а увеличивать скорость у нас не хватало мощности. Направление ветра для нас было неблагоприятным. Усиливающийся ветер создавал большую волну, скорость хода пришлось уменьшить и к Севастополю мы подошли под вечер, около 20 часов. Ветер усилился до 8 баллов, пошла крутая волна – удержать отсек в нужном направлении, на курсе, возможности не было. При такой обстановке входить в Северную бухту с отсеком было нельзя, так как им можно было порвать боновое заграждение, так как в темноте очень трудно сохранить точное направление. Поэтому я принял решение удерживаться на рейде. Но при повороте на ветер справиться не удалось, и весь воз понесло на берег в районе Карантинной бухты. Я дал команду на отсек принимать балласт. Но связь с отсеком была плохой, потому что на буксире сигнальщика не было, а капитан буксира был занят судном, и заниматься передачей на отсек приказов постоянно не мог, а остальной командный состав не умел и не знал азбуки Морзе, чтобы работать на прожекторе. Одной из ошибок, мною допущенных, это то, что я не настоял в Николаеве на выделение сигнальщика с автономным средством связи, хотя бы ретьером на свой командный пункт. Но я не сделал этого. Поэтому все мои команды на отсек шли и получались с опозданием. А если бы на отсеке была принята команда на прием балласта своевременно, больших бы неприятностей не было. Боясь, что отсек потянет за собой и буксиры, пришлось отдать буксирный трос и отсек плотно сел на мель. За эту операцию я от командующего флотом получил взыскание, но полностью моей вины не было и взыскание было слабым. Ведь отсек был водоизмещением около 40 тысяч тонн, это недостроенный тяжелый крейсер. Так печально закончилась эта большая операция. Снимал цитадель с мели лёгкий крейсер "Керчь". В душе, конечно, я чуствовал свою вину. Отсек переводился в Севастополь для использования его, как мишени, для испытания новых видов оружия. С мели же отсек пришлось снимать крейсером, предварительно расчистив место его посадки. Я благодарен командующему флотом, что впоследствии он мне никогда об этом не напоминал и не упрекал. Вина флота была в том, что оперативная служба не выдала длительный прогноз хорошей погоды, а дали распоряжение на выход….» Буксиры экспедиции... Цитадель КРТ пр.82 "Сталинград" на мели в Карантинной бухте... Слева КРЛ "Керчь". Подготовка к снятию цитадели с мели. На крайней фотографии цитадель запечатлена в Северной бухте после окончания буксировки. Это фото предоставлено уважаемым Ридом из домашнего архива его покойного отца служившего в то время на ЧФ.

Ответов - 4

Maximus: А есть ли хоть одно фото "Сталинграда" на стапеле. Вообще в природе они существуют?

Волк: Maximus пишет: А есть ли хоть одно фото "Сталинграда" на стапеле. Вообще в природе они существуют? Дима... Есть такие фото. Я выложу как только переберу свой "архив"...

Викинг: Волк пишет: Есть такие фото. Я выложу как только переберу свой "архив"... будем ждать. это действительно интересно


Maximus: Не то слово. До сих пор я таковых не видел, и всегда говорилось, что их нет в природе.



полная версия страницы